Светский гуманизм

Светский (секулярный) гуманизм — одна из разновидностей гуманизма, система научных знаний, основными блоками которой являются антропологические, философские, психологические, юридические, экологические и педагогические знания.

Светский гуманизм базируется на научной картине мира (научном мировоззрении), идеях универсальной эволюции, общепринятых (простых) нравственных нормах, методологическом (умеренном или исследовательском) скептицизме, здравом смысле и новейших формах рациональности. В круг важнейших методологических принципов гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею распространения ресурсов разума и науки на все области природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость ограничений на научное познание и экспериментальные исследования во всех областях культуры, включая этику, политику, религию, паранормальные верования, медицину. При этом такие исследования не должны противоречить законодательству и нарушать базовые этические и экологические принципы, принятые в данном сообществе.

Современный светский гуманизм объединяет свободомыслящих — рационалистов, скептиков, агностиков, индифферентистов, атеистов, игтеистов, нон-теистов, — не поддерживающих теистические взгляды на природу человека и универсума и полагающих, что ни разум, ни наука, ни сколько-нибудь достоверный опыт или эксперимент не обнаруживают реальностей трансцендентного (сверхъестественного) ни в человеке, ни в окружающей его действительности. Вместе с тем, светские гуманисты защищают принципы уважения чувств верующих, свободы совести и отделения церкви от государства и школы. Они выступают против политизации и идеологизации как религиозного, так и гуманистического мировоззрения, поскольку считают ошибочным или даже порочным превращение этих мировоззрений в орудия и средства борьбы за политическую и/или духовную власть в обществе. Такая установка предопределяет наличие существенной правозащитной функции гуманизма как общественного движения и компоненты гражданского общества.

Сторонники светского гуманизма связывают происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового космоэволюционного процесса, то есть гуманизм — естественный результат мировой эволюции. Гуманизму как осознанной гуманности, естественно свойственной человеку, присущи основные черты мирового развития: творческий и открытый характер, пробабилизм и вероятностность, природная сингулярность. Последнее означает то, что в силу единственности бытия мира имеются единые глубинные природные (онтологические) корни человеческого существа. Следовательно, природное равенство людей является решающим фактором их равенства друг по отношению к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравнивающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах. Разновидностью светского гуманизма является гражданский гуманизм как мировоззрение, отстаивающее ценности прав человека, общедемократические и экологические ценности.

Исторически светский гуманизм приобрел очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистический Манифест I» (1933), «Гуманистический Манифест II» (1973), «Декларация светского гуманизма» (1980), «Декларация взаимной зависимости» (1988), «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистический Манифест III» (2003). В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным движением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек. В России светские гуманисты объединяются вокруг Российского гуманистического общества, издающего журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму.

Ссылки


Литература

Духовный гуманизм

Духовный гуманизм — другая разновидность гуманизма и противоположность секулярного гуманизма.

Пример современного духовного гуманизма — мировоззрение Аутентизм.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home