Амшенцы

Амшенцы, Хемшилы (самоназвание Хомшеци, англ. Hemshinlis или англ. Khemshils; арм. Համշե(ն)ցիներ; тур. Hemşinli) — субэтнические группы армян, населяющие побережье Чёрного Моря на территории Турции, Грузии (Абхазии) и России. Небольшое число проживает в Казахстане после насильственного переселения по указанию Сталина с территории Грузии. Большинство исповедует ислам (сунниты ханифиды), другие же являются приверженцами Армянской Апостольской Церкви.

В России по переписи 2002 года проживает 1,5 тысячи хемшилов.

Содержание

Возникновение

Согласно Летописцу Леонтию Византийскому (VI век н. э.) армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе, двинулись во главе 12000 населения в Византийскую Империю. Они основали город Тамбут в горах, который впоследствии был переименован в Хамамшен и далее в Хамшен (таково армянское и местное название) он же Hemşin (официальное турецкое название). Данная этническая группа армян благоприятно развивалась в горах Понта и, будучи практически отрезаной от остальной армянской нации, выработала свой уникальный диалект.

Большинство этих армян были христианами и принадлежали Хачкарской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1461 году Амшен был захвачен Оттоманской Империей. В результате этого нашествия, за период с 16 по 18 век значительное число амшенцев постепенно перешло в ислам. Однако новообращённым удалось сохранить свой диалект и культуру. Исламизированным амшенцам (хемшилам) было дозволенно остаться в неприкосновенности.

Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём были вынуждены бежать, но некоторым удалось остаться на месте, например в местечке Елевит (Елиовит). Большинство бежало в западную часть Понта: Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (напр. Адапазары и Болу) а также на черноморское побережье Российской Империи. В связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции, большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения в России. Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.

Этнические Группы

Согласно проф. Берту Воксу (Университет Висконсин в Милуоки) Амшенцы делятся на три основные группы.

Амшенцы Западной Группы (hемшинли) — население Баш-Хемшина. Проживают в основном в горных деревнях провинции Ризе. Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах и Чамлыхемшина (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины этих амшенцев проживают далеко на западе Турции в таких регионах как Стамбул, Сакарья, Дюзче, Кочаели и Зонгулдак. Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемый «hемшинче».

Амшенцы Восточной Группы (hомшеци) из Хопа Хемшина являются также мусульманами-суннитами и проживают в провинции Артвин, большинство в городе Кемалпаша (Макриали), района Хопы, а так же в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка. Большое число проживало в Аджарии (Грузии) но были высланы Сталиным в Казахстан и Киргизию. Значительная часть этих переселенцев с 1989 года переместилась в Краснодарский край в числе прочих «месхетинцев». Восточная группа разговаривает на архаичном диалекте армянского языка, самоназвание которого «hомшеци лизу».

Амшенцы Северной Группы (hамшенци) являются потомками неисламизированной части амшенцев, которые покинули Амшен в период обращения в ислам остального населения. Они обосновались в таких регионах, как Самсун или Джаник, Куршунлу или Чаршамба, Орду, Гиресун и Трабзон (в долине Кара-дере, «чёрной речки» к востоку от Трабзона). Большинство из этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи и Адыгее. Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и особое амшенское самосознание. Как и в Восточной группе, они говорят на амшенском диалекте, называя его «hяйрен». Проф. Вокс объединяет название всех амшенских диалектов одним названием «hомшецма».

Культура

Амшенцы хорошо известны как рассказчики забавных анекдотов, загадок и историй. Некоторые из анекдотов, рассказываемых амшенцами-мусульманами, основаны на более древних армянских рассказах, претерпевших «дехристианизацию». Свои танцы Амшенцы сопровождают самобытной музыкой, используя тулум (понтийскую волынку, Западная группа), шимшир-кавал (самшитовую флейту, Восточная группа) и hамшна-зурну (амшенскую зурну, Северная группа). Традиционными занятиями амшенцев Турции является выращивание чая и кукурузы, животноводство и пчеловодство. Амшенцы Северной Группы, проживающие на юге России и в Абхазии, занимаются выращиванием цитрусовых, табака, кукурузы, чая, шелковичных червей, а так же рыбной ловлей. Некоторые из Амшенцев (как мусульмане, так и христиане) известны в местах проживания как видные кондитеры, держатели ресторанов и транспортники. Амшенцы Турции являются отменными оружейных дел мастерами.

Современное положение Амшенцев в мире

Амшенцы Турции

В настоящее время наблюдается всеобщий и значительный всплеск интереса к культуре амшенцев в Турции. Первый игровой фильм на амшенском диалекте, «Моми» ("momi = бабушка"), был снят в 2000 году. Амшенский певец Гюкхан Бирбен (Gökhan Birben), представитель Западной Группы и лазский певец Казым Коюнчу (Kâzım Koyuncu) также поют на амшенском диалекте. В 2005 году вышел в свет первый альбом исключительно с народными песнями, исполняемыми в основном на амшенском, под названием «Кто это?» — Песни Амшенцев (Vova — Hamşetsu Ğhağ).

Старое поколение амшенцев-мусульман негативно воспринимает название «эрмени» (т.е. «армяне»: так называют амшенцев их соседи лазы), однако молодёжь, особенно с сильными левыми политическими убеждениями, тяготеет к армянской самоидентификации. Месут Йилмаз (Mesut Yılmaz), бывший премьер министр Турции, является уроженцем Стамбула, частично происходит из западно-амшенской семьи. Амшенцами являлись министр образования Ахмет Тевфик Илери (Ahmet Tevfik İleri), родившийся в в деревне Ялткая (Гомно), Дамат Мехмет Али Паша (Damat Mehmet Ali Pasha), оттоманский главный визирь накануне Крымской Войны 1853 года, а также Мурат Караялчын (Murat Karayalçın), нынешний лидер Социал-Демократической Партии Турции (SHP) и бывший мэр города Анкары.

В настоящее время большой проблемой среди амшенцев Турции является туризм. Местная экология и культура подвергаются опасности из-за возросшего числа туристов, которых привлекает красота таких мест как Ризе, Хопа и Айдер. Многие амшенцы возмущены таким внезапным туристическим бумом. «Айдер начал вырождаться после того, как дорога соединила его с соседним городом Чамлыhемшином» — говорит местный амшенский активист Сельчук Гюней, целью которого является сохранение места своего рождения, находящейся по соседству долины Фыртына (Fırtına, Furtuna).

Амшенцы в России и бывшем Советском Союзе

Интерес к своей культуре и истории растёт среди амшенцев-христиан. В 2006 году в Краснодаре вышел первый музыкальный альбом на амшенском языке с фольклорными песнями в исполнении группы «Караван». Научно-информационный и культурный центр начал свою работу по восстановлению культурного наследия амшенцев, проживающих в регионе. В Сухуми издаётся газета «Амшен».

В конце 1980х годов Амшенцы Казахстана направили петицию правительству с просьбой о разрешении на переселение в Армению. Однако данная просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.

После распада Советского Союза большинство амшенцев жили в относительном спокойствии, однако амшенцы Абхазии оказались втянутыми в грузино-абхазскую войну и воевали на стороне абхазов. В связи с турко-месхетинской проблемой с 2000 года несколько сотен амшенцев-мусульман, переселившихся из Казахстана и Киргизии в Краснодарский край (в основном в район Апшеронска), пытались получить формальное признание со стороны местных властей, но получили отказ от краснодарских чиновников. Другие амшенские организации обратились в защиту своих братьев по этносу, направив письма в адрес Российского посла в Ереване с просьбой о вмешательстве Москвы в дело предоставления амшенцам-мусульманам законного статуса.

Признание в армянском обществе

Большинство армян признаёт амшенцев, как мусульман, так и христиан, своими этническими братьями.

В октябре 2005 года в г. Сочи состоялась научная конвенция по вопросам Амшена. Конференция была организована Институтом Истории Академии Наук Республики Армения, Московской региональной общественной организацией «Русско-армянское содружество» (комиссия Ай Дата АРФ Дашнакцутюн) при содействии Армянского научного информационно-культурного центра «Амшен» и газеты армян России «Еркрамас».

Учёные из разных стран (Армении, России, США, Германии и Ирана) собрались для обсуждения истории Амшена. В докладах рассматривались такие темы, как «Состояние Понта и Армении в период с 1914 по 1921 год», «Геноцид армян Амшена с 1915 по 1923 гг.», «Армяне Абхазии на стыке столетий», «Амшен: историко-географический обзор». Конференция завершилась выступлениями амшенских музыкальных коллективов Кубани.

Литература

  • Bert Vaux, Hemshinli: The Forgotten Black Sea Armenians, Harvard University, 2001.
  • Mack Chahin, The Kingdom of Armenia: A History, Routledge, London, 2001. (ISBN 0700714529)
  • Robert Hewson, Armenia: A Historical Atlas, University Of Chicago Press, 2000. (ISBN 0226332284)
  • Peter Alford Andrews, Ethnic Groups in the Republic of Turkey, Dr. Ludwig Reichert Verlag, Wiesbaden, 1989. (ISBN 3895002976)

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home