Ушу

Ушу́ (кит. трад. 武術, упрощ. 武术, пиньинь wǔshù) — китайское слово состоит из двух иероглифов у и шу, и традиционно переводится как «воинское искусство».

Содержание

Определение

Ушу (武术) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл, как это делают во многих современных популярных книгах по боевым искусствам, абсолютно неправильно.

Я лично считаю так, а собственный опыт лучший подсказчик: У-ШУ тесно связано с историей Китая, и могу сказать что существует две крутых книги древнего Китая, 1-ая "И цзине" - "Книга перемен", 2-ая "Шу цзин" - "Книга истории". Что примечательно во 2-ой есть "Учение о пяти стихиях" : воды, огня, дерева, метала, земли; следует отметить 2-ая книга датируется около 1 тыс. летия до нашей эры, также заметьте что из названий двух книг следует что слово "Шу" можно перевести как "история"; в книге 2-ой рассказывается и о пути "Дао" которое является чередованием "Инь" и "Янь". Скажу что могу сослаться на :учебник для вузов "Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. - М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с. ISBN 5-85178-047-9. (Загляните на стр. 45, 46 и не шутите с "Шу".)

Шаолиньское ушу

Шаолиньское ушу — это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр — Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо). Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и будучи не понятым удалился в этот монастырь где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит одним из объектов посещения для туристов). Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что его ноги потеряли двигательную способность. Однако используя особый комплекс упражнений Дамо восстановил их активность, и предписал монахам в будущем сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. От него монахи, якобы, и изучили первый комплекс шаолиньского ушу — «18 рук архатов» (архат — последователь Будды, достигший последней, четвертой ступени святости на пути к нирване и полностью освободившийся от земных желаний). Реальных свидетельств того, что Дамо преподавал ушу, не имеется, однако историческим фактом является то, что в предписанные им монахам «4 деяния» входило и «воздаяние за зло».

Виды и стили

Существуют сотни стилей ушу. Попытка классифицировать их - дело абсолютно безнадёжное. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации Цзинъу (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.

Спортивное ушу

  • Ушу-таолу
  • Ушу-саньда (саньшоу)

Эти два ответвления можно отнести к спортивному ушу.

Таолу - это отработка форм(боевых комплексов). Учащиеся отрабатывают форму, движения и т.д. Существует набор критериев оценки правильности движений. Данный набор критериев построен на остатках знаний о боевых искусствах и применении техник, нарабатываемых данными комплексами. Однако, следует помнить, что многие современные мастера уже не имеют знаний о наиболее сложных техниках, по этому большое внимание уделяется таким аспектам, как высоко поднимаемые ноги, длительное зависание в низких стойках и т.д.

Саньда - это вторая сторона медали - боевое применение. То есть, на самом деле - спортивные спарринги. Занимающиеся соревнуются, но это - как бокс по правилам ушу. Естественно, техники и приёмы упрощены в соответствии с правилами - задачи нанести серьёзную травму не стоит. Естественно, правила подобраны, чтобы обеспечить хотя бы минимальную безопасность учащимся. Естественно, из-за запретов на некоторые наиболее опасные виды атак, естественные формы боевых искусств в саньда изменяются, т.е. допускаются некоторые ошибки, которые в реальном бою - смертельны, но на ринге не произойдут благодаря ограничениям, поставленным правилами. Естественно, комбинированное изучение как саньда так и таолу даёт приумноженную пользу учащемуся. Таолу приближает боевые движения к более эффективным, а саньда позволяет понять смысл форм.

  • Шуайцзяо (борьба)
  • Туйшоу
  • Дуаньбин (поединки на коротком оружии)

Эти три пункта были предложены предыдущими авторами статьи вместе с предыдущим списком, но это - скорее иное, хотя по ним происходят соревнования. Здесь употреблено местоимение ним, потому что эти понятия - разного типа. Туйшоу - вид тренировок. Шуайцзяо и Дуаньбин - виды борьбы.

Туйшоу - толкающие руки - тренировочное упражнение, применяемое в так называемых мягких видах боевых искусств в виде более-менее безопасной замены тренировочного поединка ввиду того, что внутренние стили ушу как правило оперируют такими техниками, при которых практически невозможен контроль силы ударов. Замена спарринга на толкающие руки позволила снизить количество травм и повысить эффективность тренировок чувствительности при изучении внутренних боевых искусств. Так как при толчках длинна внешней части удара - 0, то толчок - мягче, чем удар. По крайней мере этот принцип действует до определённых этапов обучения, пока толчёк не станет таким же опасным, как удар.

Шуайцзяо - дословно "толчки и броски". Вид боевого искусства, возникший во время нашествия монгольского ига на Китай - во время правления монгольской династии Юань в Китае. Скорее всего является монгольским боевым искусством.

Традиционное ушу и цигун

  • Багуачжан
  • Бацзицюань
  • Бамэньцуань
  • Ляницюань (兩儀拳/两仪拳) http://www.wudangtao.net/liangyi
  • Ицюань (Дачэнцюань)
  • Инцигун (жесткий цигун)
  • Инчжаоцюань
  • Мицзунцюань (Яньцинцюань)
  • Пигуацюань
  • Саньхуанпаочуй
  • Синъицюань
  • Тайцзицюань
  • Танланцюань
  • Тунбицюань
  • Тунбэйцюань
  • Фаньцзыцюань
  • Хуацюань
  • Хунцзяцюань
  • Цайлифо
  • Чацюань
  • Чоцзяоцюань
  • Шаолиньцюань
  • Шуайцзяо
  • Юнчуньцюань (Винчун)

Ссылки

= Илицюань

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home