Словарь автогоночных терминов

Словарь терминов, связанных с автогонками.

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я


Б

  • Бо́ксы — специальное помещение гоночной команды, в котором производится настройка и доводка автомобиля, последняя подготовка его к тестам, квалификации, гонке. Боксы гоночных автомобилей аналогичны гаражу дорожных, за вычетом функции долговременного хранения машины. Также к боксам причисляется пространство перед ними, расположенное на пит-лейн, на котором останавливается автомобиль во время пит-стопа.
  • Боли́д — гоночный автомобиль с «открытыми колёсами», которые расположены не под корпусом автомобиля, а вне его. Открытое расположение колёс (без каких-либо обтекателей) сильно увеличивает аэродинамическое сопротивление, снижая таким образом максимальную скорость и повышая безопасность. Используются во многих гоночных сериях, таких как Формула-1, А1 Гран-при, Формула-3, ChampCar, IRL, Формула Русь и других.
  • Большо́й шлем — достижение гонщика, при котором он выигрывает квалификацию, устанавливает лучший круг в гонке и не уступает лидерства никому от старта до финиша (то есть всегда является лидером гонки). Большой шлем считается большим достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
  • Бы́стрый круг, или боево́й круг — круг в квалификации или гонке, в течение которого гонщик едет в максимально возможном (и необходимом) темпе. В квалификации именно по боевому кругу оценивается результат гонщика. В гонке почти все круги боевые (кроме прогревочного и кругов, проведённых за пейс-каром), поэтому обычно этот термин применяется именно к квалификации.

Д

  • Дождева́я рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевая резина снабжается глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
  • Душ из шампа́нского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая таким образом успешный финиш в гонке.

З

  • Закры́тый парк (фр. parc fermé): в некоторых гоночных сериях (например, в Формуле-1) машины между заездами запрещено дозаправлять или перенастраивать. Для этого машины отправляют на стоянку в закрытый парк. Также в закрытом парке производят технический осмотр машин после гонок.

К

  • Квалифика́ция — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовой решётке. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
  • Классифика́ция — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %).
  • Ко́кпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
  • Круг возвраще́ния в бо́ксы — круг в квалификации, на котором пилот, проехав свой боевой круг и показав квалификационное время, в спокойном темпе возвращается в боксы.

Л

  • Ледене́ц — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так по аналогии с конфетой на палочке.
  • Лоллипо́п (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
  • Лу́чший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.

М

  • Ма́ршал — человек, сообщающий гонщикам текущую информацию, поднимая различные флаги, что оказывает помощь пилотам. Например, когда один из гонщиков теряет контроль за машиной или в случае технической поломки.
  • Маши́на безопа́сности — то же, что и пейс-кар.
  • Микст, или промежуточная рези́на — Шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
  • Монокла́сс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

П

  • Па́ддок — специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
  • Пейс-ка́р (англ. pace car), или машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар, в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
  • Пелето́н, или пелото́н — множество машин, участвующих в гонке.
  • Пило́т — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
  • Пит-ле́йн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
  • Пит-сто́п (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
  • По́диум — первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.
  • По́ул-пози́ция, по́ул (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет из себя овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.
  • Прое́зд по пит-ле́йн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.
  • Псевдосли́ки (англ. pseudoslicks) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики введены в некоторых гоночных сериях (в частности, в Формуле-1) для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
  • Прогре́вочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
  • Промежу́точная резина — то же, что и микст.

С

  • Свобо́дные зае́зды — сессии перед Гран-При или иным гоночным состязанием, когда гонщики имеют право в свободном темпе ознакомиться с машиной и трассой, произвести дополнительные настройки и т. д.
  • Сли́ки (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
  • Старт с ме́ста (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).
  • Старт с хо́да (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон.
  • Ста́ртовая решётка (англ. starting grid) — положение пилотов на старте гонки. Поскольку все пилоты, участвующие в гонке, не могут стартовать с одной линии, они выстраиваются в некотором порядке (кто-то ближе, кто-то дальше от стартовой прямой), который обычно определяется в квалификации.
  • Ста́ртовая пряма́я — прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.
  • Стоп-энд-го́у (англ. stop-and-go) — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.

Ф

  • Фи́нишная пряма́я — в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. Часто финишная прямая совпадает со стартовой.

Ч

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home