Камоэнс

Камо́энс (порт. Luís Vaz de Camões) — величайший поэт Португалии, живший в XVI веке.

Поскольку существуют различные варианты транслитерации португальских имён, в различных источниках можно встретить традиционный вариант написания Луис Камоэнс и более близкий к португальскому звучанию Луиш Камойнш.

Сведения о жизни Камоэнса чрезвычайно скудны и иногда противоречивы. Считается, что Камоэнс родился в 1524, предположительно в Лиссабоне. Он происходил из старинного и богатого галисийского рода, один из членов которого, Васко Пирес де Камоэнс (Vasco Pires de Camões), в 1370 г. бежал по политическим причинам в Португалию. Он выдавался не только как храбрый воин, но и как блестящий поэт-трубадур. Дед поэта по материнской линии, Антао, был женат на родственнице Васко да Гама. По некоторым сведениям, мать Камоэнса, дона Ана (Ana de Sá e Macedo), умерла очень рано; отец его, Симао (Simão Vaz de Camões), женился вторично и уехал в Индию капитаном корабля. Близ Гоа он потерпел кораблекрушение и вскоре умер, весть о чём дошла в Лиссабон только в 1553 г.

Детство своё Камоэнс провёл в обществе заботливой и любящей мачехи, под опекой дяди, дон-Бенто, учёного монаха-аскета. Камоэнс учился в Коимбре, сначала в монастырской школе, потом в университете, где приобрёл знание языков и большую начитанность в древне— и новолатинской, греческой, испанской, итальянской и португальской поэзии и в истории общей и отечественной. В университете Камоэнс начинает писать, примыкая в своих первых опытах к школе Са де Миранда; но уже тогда в нём заметна любовь ко всему народному — к легендам, сказкам, пословицам, песням и романсам.

Любовный эпизод в его жизни влечёт за собой ссору с дядей, вследствие чего Камоэнс оставляет университет, не получив учёной степени. Около 1542, примирившись с дядей, Камоэнс отправляется искать счастья в Лиссабон. Здесь он получает место домашнего учителя в доме графа Норонья. Впервые увидев в церкви в 1544 г. фрейлину королевы Катерину де Атаиде (Caterina de Ataíde), дочь высокопоставленного придворного лица, Камоэнс тотчас же страстно влюбился в неё. Желание чаще видеться с ней побудило Камоэнса хлопотать о доступе ко двору, что и удалось ему благодаря содействию графа Норонья. Как поэт-импровизатор, драматург, режиссёр и актёр в устраиваемых им спектаклях во время придворных празднеств, Камоэнс имел случай отличаться в присутствии возлюбленной, чаще видеться с ней и искать взаимности. Любовь его не осталась тайной; она возбудила негодование семьи да-Атаида; завистники и соперники втянули поэта в ссоры и неприятности, и в начале 1549 г. Камоэнс был выслан из Лиссабона по указу короля.

Беспомощное положение заставило его поступить на военную службу. Определённый в гарнизон Сеуты, он храбро сражался в случайных стычках, при чём потерял правый глаз. После двух лет военной жизни Камоэнс вернулся в 1551 г. в Лиссабон. Во время церковной процессии он тяжело ранил высокопоставленное придворное лицо и был посажен в тюрьму. Следствие длилось 9 месяцев, и хотя поэт был помилован королём, но только под условием отъезда на службу в Индию. В марте 1553 отплывает рядовым матросом в Гоа. Во время 6-месячного плавания, как и во время заключения в тюрьме, Камоэнс писал первые песни прославившего его эпоса. В Индии он участвовал в нескольких сражениях (в Малабаре), затем провёл более года в Гоа, писал стихи, участвовал в путешествии в Мекку. Вообще, во время деятельной и полной приключениями жизни своей в Африке и Индии сам поэт, как он говорит в «Лузиадах» про Цезаря, «берётся то за меч, то за перо». Назначенный в 1556 в Макао на довольно видную административную должность, Камоэнс проводит здесь некоторое время спокойно, доканчивая «Лузиады», но затем один из временных комендантов Макао обвиняет Камоэнса в проступках по службе и увозит с собой пленным на корабле. Буря разбила этот корабль, который пошёл ко дну у берегов Камбоджи; поэт спасся и спас рукопись «Лузиад». Добравшись до Гоа, он потребовал суда и был оправдан. После различных других злоключений Камоэнсу удалось наконец «с больным сердцем и пустым кошельком» вернуться на родину (1570).

Ещё в Гоа, в 1561 г., Камоэнс получил известие о смерти своей возлюбленной; сила и продолжительность его горя доказывается многочисленными стихотворениями. В 1572 г. появилась в печати поэма «Os Lusíadas». Камоэнс посвятил её королю Себастиану, который назначил ему небольшую, но всё же кое-как спасавшую его от нужды пенсию. Размер пенсии был в 4 раза ниже, чем средний доход плотника. Дополнительные деньги Камоэнсу приносил мальчик-слуга, привезённый из Мозамбика, который собирал мылостыню на улицах Лиссабона. Несмотря на то, что поэма вызвала общее восхищение, творцу «Лузиад» пришлось доживать дни свои в бедности; к ней присоединилось горе о потере независимости Португалии. «Я умираю не только в отечестве, но и с ним вместе», — восклицает поэт в письме к своему другу.

Заболев чумой, он умер 10 июня 1580 г. и похоронен в церкви св. Анны. 16 лет спустя дон Гонсало Кутинью поставил на том месте, где предполагалась могила Камоэнса, надгробный камень с надписью. Землетрясение Лиссабона в 1755 г. разрушило до основания церковь св. Анны. В 1855 г. собрали предполагаемые останки Камоэнса и похоронили их, а в 1880 г., перед торжественным празднеством трёхсотлетия смерти Камоэнса, эти предполагаемые останки его, так же как и останки Васко да Гамы, были перенесены с королевскими почестями и похоронены в церкви Санта-Мария в Белене: гроб с прахом Васко да Гамы — по левую руку, а с прахом Камоэнса — по правую руку гробницы короля Себастиана.

В поэме «Os Lusíadas» Камоэнс воспевает потомков Lusus’a — друга или сына Бахуса, который, по сказаниям, поселился в Португалии и был там королём. Поэма состоит из 10 песен, заключающих в себе 1102 октавы. Ни один из европейских народов не имеет национального эпоса, подобного «Лузиадам». Камоэнс воспевает всё, что составляет славу португальцев, все выдающиеся исторические события и происшествия; он рассказывает открытие Васко да Гамы, вплетая в рассказ эпизоды из прежней и позднейшей португальской истории. Горячий патриот, Камоэнс стремился обессмертить героические подвиги и национальные традиции своих соотечественников. С прелестью стиха поэма Камоэнса соединяет верную передачу фактов, так что Камоэнс может быть назван лучшим историком своей страны. Камоэнс — великий мастер рисовать картины природы; в особенности ему удается описание моря. «Португальский Гомер» был также и превосходным лириком: в его нежных и грациозных canzões, одах, элегиях и эклогах отражается вся его несчастная жизнь.

Первый сборник стихотворений Камоэнса, «Rythmas, divididas em cinco partes», появился уже после его смерти, в 1595 г.; вторая часть, «Rimas» — в 1616 г. В молодости Камоэнс написал три драматические пьесы: «El Rei Seleuco», «Filodemo» и «Os Amphytriões», не имевшие продолжительного успеха. Поэма Камоэнса переведена на все европейские языки, даже по нескольку раз; так, например, на французском существует 9 переводов. По-русски переводились отрывки Жуковским. Жизнь Камоэнса вдохновила многих поэтов и драматургов: Антонио де Кастильо, Фред. Галм, Деланда. Особенно известна поэма Альмеида Гарретта «Камоэнс», последние строфы которой заключают в себе жестокий упрёк соотечественникам за горькую судьбу поэта. В настоящее время слава Камоэнса чрезвычайно велика в Португалии. Горячий патриотизм, которым проникнуты «Лузиады», много содействовал пробуждению португальской национальности в 1640 г. По решению парламента, в 1860 г., воздвигнут в Лиссабоне памятник Камоэнсу — статуя работы Бастоса.

Литература

  • John Adamson, «Memoirs of the life and writings of Luis de Camoens» (Лонд.);
  • A. F. de Castilho, «Camões, Estudo histórico-poético» (Лиссаб., 1863);
  • J. M. Latino Coelho, «Luiz de Camões» (Лиссаб., 1880);
  • С. Castello Branco, «Luiz de Camões» (Порто-э-Брага, 1880);
  • Garett, «Memórias Biográphicas» (Лисс., 1881-84);
  • С. v. Reinhardstoettner, «L. von С.» (Лпц., 1877);
  • Th. Braga, «Bibliographia Camoniana» (Лиссаб., 1880);
  • Clovis Lamarre, «Camoens et les Lusiades» (П., 1878);
  • Burton, «Camoens, his Life and the Lusiades» (1886);
  • Loiseau, «Histoire de la littérature portugaise» (1886);
  • Wilhelm Storck, «Luis de Саmoens Leben» (Петерб., 1890).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home