Урбанизация

Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Процесс урбанизации идет за счет:

  • естественного прироста городского населения
  • преобразования сельских населенных пунктов в городские
  • формирования широких пригородных зон
  • миграции из сельской местности в городскую

Содержание

История урбанизации

Промышленная революция, начавшаяся в середине восемнадцатого века, стала двигателем быстрого роста городов. Улучшение техники сельского хозяйства увеличило его продуктивность, таким образом создались предпосылки для роста населения, занятого в других отраслях экономики. Благодаря развитию транспорта города стали менее зависимы от своего ближайшего сельского окружения (стала возможна быстрая доставка продовольствия из далека). В то же время расположенные в городах заводы и фабрики требовали всё большего числа рабочих.

Например, между XV веком и началом XIX века население Лондона увеличилось с 45 тыс. жителей до 865 тыс. жителей. Тем не менее доля городских жителей оставалась низкой. В начале XIX века в городах мира проживало 20,3 млн. человек (3 % населения Земли), к 1900 — 224,4 млн. (13,6 %), к 1950 — 729 млн. (28,8 %), к 1980 — 1821 млн. (41,1 %). В СССР в 1930-е доля городского населения составляла 18 %, а к 1990-м — уже 50 %.

Первый этап урбанизации, связанный с массовым переселением сельских жителей в города завершился в странах Западной Европы и Северной Америки к 30-50 годам XX века. В развивающихся странах Латинской Америки этот этап подходит к завершению, в некоторых станах Азии он ещё в полном разгаре, а во многих африканских странах он ещё не начался. В России это произошло несколько позже, окончательная стабилизация процентного соотношения городского и сельского населения произошла к 1970-м годам. Сравнения данных переписей населения 1989 и 2002 годов не выявляют притока сельских жителей в города или наоборот, однако городское население за этот период выросло приблизительно в 4 раза.

Характерная особенность современной урбанизации — опережающий рост городского населения по сравнению с сельским. Население афро-азиатских стран из-за своей большой численности создает общий перевес села над городом по миру, хотя большая часть населения Северной Америки, Европы и Австралии живет в городах. Наиболее высокий процент городского населения — в странах старого мира (Великобритания — 91 %, Германия — 85 %, Франция — 78 %).

Субурбанизация

Следующий этап урбанизации — субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов не в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — места приложения труда.

В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 50-х годах. В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

Процесс субурбаницации вызывает много критики. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», т. к. общественный транспорт в пригородах как правило отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

В процессе компьютеризации экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом ослабляется (для работодателя некоторого типа работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция «всемирной деревни»: все (а точнее — информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural — сельский, лат. urbanus — городской) — распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов.

Ложная урбанизация

В связи демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки и Юго-Востоной Азии, возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.

Наука

Изучением процессов урбанизации занимается новая для XX и XXI веков дисциплина урбанистика (геоурбанистика).

См. также

Агломерация

Мегалополис

Внешник ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home