Система начисления очков в Формуле-1

Статьи о Формуле-1
Спортивный регламент
Технический регламент
Система начисления очков
Рекорды
Списки
Пилоты    Чемпионы
Команды
Сезоны    Гран-при
Трассы
Текущие события
Сезон 2006
Гран-при Турции

Очки в Формуле-1 присуждаются одновременно и пилоту, и его команде. Соревнование пилотов называется чемпионатом мира, а соревнование команд — Кубком конструкторов (последний был введен с 1958 года).

Содержание

За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся.
В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.

  • В столбце «Место» указано количество очков за конкретное место в итоговой классификации.
  • В столбце «ЛК» — количество очков за лучший круг в гонке.
  • Поскольку до 1991 года в личном зачете учитывались результаты не всех гонок, а только определенное число лучших из них, то в столбце «Количество лучших результатов, идущих в зачёт» указаны ограничения на лучшие результаты.
Период
действия
Место ЛК Гонок в
сезоне
Количество
лучших результатов,
идущих в зачёт
1 2 3 4 5 6 7 8
1950 8 6 4 3 2 1 7 4
1951—1952 8 6 4 3 2 1 8 4
1953 8 6 4 3 2 1 9 4
1954 8 6 4 3 2 1 9 5
1955 8 6 4 3 2 1 7 5
1956—1957 8 6 4 3 2 1 8 5
1958 8 6 4 3 2 1 11 6
1959 8 6 4 3 2 1 9 5
1960 9 6 4 3 2 1 10 6
1961 9 6 4 3 2 1 8 5
1962 9 6 4 3 2 1 9 5
1963—1965 9 6 4 3 2 1 10 6
1966 9 6 4 3 2 1 9 5
1967 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок
4 из следующих 5
1968 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок
5 из следующих 6
1969 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок
4 из следующих 5
1970 9 6 4 3 2 1 13 6 из первых 7 гонок
5 из следующих 6
1971 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок
4 из следующих 5
1972 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок
5 из следующих 6
1973—1974 9 6 4 3 2 1 15 7 из первых 8 гонок
6 из следующих 7
1975 9 6 4 3 2 1 14 7 из первых 8 гонок
5 из следующих 6
1976 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок
7 из следующих 8
1977 9 6 4 3 2 1 17 8 из первых 9 гонок
7 из следующих 8
1978 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок
7 из следующих 8
1979 9 6 4 3 2 1 15 4 из первых 7 гонок
4 из следующих 8
1980 9 6 4 3 2 1 14 5 из первых 7 гонок
5 из следующих 7
1981—1990 9 6 4 3 2 1 15 или 16 11
1991—2002 10 6 4 3 2 1 16 или 17 результаты всех гонок
2003—2006 10 8 6 5 4 3 2 1 16, 18 и 19 результаты всех гонок

Примечания:

  1. Если пилот фактически закончил гонку в очковой зоне, но не попадает в итоговую классификацию, то очков он не получает.
  2. В сезоны 1952—1953 чемпионат мира проводился по Формуле-2.
  3. Кубок конструкторов разыгрывался с 1958 года.
  4. В 1958—1960 годах в Кубке конструкторов не начислялись очки за 500 миль Индианаполиса (однако в чемпионате мира они учитывались).
  5. Вплоть до 1978 года включительно очки в Кубке конструкторов начислялись с такими же ограничениями, как и в личном зачете. В зачёт по результатам каждой гонки шёл только один лучший результат гонщиков, выступавших на автомобилях данного производителя. С 1979 года в Кубок конструкторов попадали все результаты пилотов команды, вне зависимости от действующих ограничений в личном зачете.

Равенство очков

Общие положения регламента

  • В случае если в конце чемпионата два и более гонщиков набирают одинаковое количество очков, FIA сравнивает позиции, занимаемые гонщиками по ходу чемпионата и отдаёт предпочтение тому гонщику, у которого позиции выше. Таким образом сравнивается число побед, затем, при их равенстве, сравнивается количество вторых мест и т. д.
  • При этом в случае необходимости учитываются все места, которые были заняты пилотами (а не только те, за которые начисляются очки). Играет также роль попадание в финальную классификацию гонки и участие в гонке вообще.
  • Если полная статистика мест, занятых по ходу чемпионата, совпадает, то, как сказано в регламенте, решение о том, кому отдать предпочтение, принимает FIA. На практике победа присуждается тому гонщику, который раньше завоевал свой наилучший результат.

Примеры

  • Если за весь сезон один гонщик набрал 10 очков за победу, а второй гонщик набрал 10 очков за два четвёртых места на финише, преимущество в итоге получает первый гонщик.
  • Если первый гонщик набрал 15 очков за победу и 4 место, а второй набрал те же 15 мест за победу, 6 и 7 места, то первый побеждает, так как при равенстве побед, вторых и третьих мест у него больше четвёртых мест.
  • Если первый гонщик набрал 15 очков за победу и 4 место, второй — тоже (и все остальные результаты пилотов тоже совпадают), но первый выиграл по ходу сезона раньше, чем второй, то снова выиграет первый.

Особые случаи

Остановка гонки

В случае если гонка по какой-то причине была остановлена до достижения 75 % дистанции, она идет в зачет чемпионата, однако за неё первой восьмёрке гонщиков засчитывается только половина очков (по нынешней очковой системе):

1 Место — 5 очков
2 Место — 4 очка
3 Место — 3 очка
4 Место — 2,5 очка
5 Место — 2 очка
6 Место — 1,5 очка
7 Место — 1 очко
8 Место — 0,5 очка

В последний раз подобное случилось на Гран-при Австралии в 1991 году. В Бразилии-2003 ситуация могла повториться, но лидер все же успел преодолеть 75 % дистанции и очки были начислены полностью.

Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31 круге из 76, и ее лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 (за победу) или даже 6 очков (за возможное второе место, поскольку его стремительно нагонял Айртон Сенна).

Смена пилотов

До 1959 года командам разрешалось проводить замены пилотов за рулем прямо во время гонки. В таком случае, если один из пилотов доводил машину до финиша в очковой зоне, то набранные им очки разделялись поровну между всеми, кто пилотировал эту машину на протяжении Гран-при.

Именно то, что на Гран-при Италии в 1956 году Фанхио забрал машину у своего конкурента в борьбе за первенство в личном зачете (и вместе с тем, напарника по команде «Феррари») Питера Коллинза, и принесло ему очередной титул чемпиона мира. Расклад после 20 кругов гонки был таков: Фанхио сошёл, а Коллинз находился на трассе и потенциально мог набрать достаточно очков, чтобы обойти лидера общего зачёта. Если же Хуан Мануэль занимает место в машине Коллинза, то, на каком бы месте англичанин ни финишировал, он не сможет опередить аргентинца (поскольку очки делятся поровну). В итоге оба претендента получили по три очка из шести за второе место, и Фанхио в чемпионате мира опередил Коллинза на пять очков. Кстати, сломанную машину все же смогли отремонтировать, и в итоговом протоколе Фанхио значится дважды: сначала на втором месте в паре с Питером Коллинзом, а затем на восьмом месте с Эудженио Кастеллотти.

Очко за быстрый круг

По регламенту того времени, когда гонщики могли получить очко за лучший круг в гонке (с 1950 года по 1959 год), если несколько гонщиков показывали одинаковый результат, то это единственное очко делилось поровну между кандидатами на него. А поскольку время прохождения круга тогда замерялось с точностью до целых секунд, то иногда несколько пилотов получали за Гран-при нецелое число очков.

Самый известный случай подобного рода произошел на Гран-при Англии в 1954 году. Сразу семь пилотов — Хосе Фройлян Гонсалес, Майк Хоторн (оба на «Феррари»), Стирлинг Мосс, Альберто Аскари, Онофре Маримон (все трое на «Мазерати»), Хуан Мануэль Фанхио на «Мерседес», Жан Бера на «Гордини» — показали одинаковое время: 1 мин 50 с. Все эти гонщики получили по 1/7 (0,14) дополнительных очка.

Сравнение старых очковых систем с современной

Пример приводится на основании данных чемпионата мира 2005 года.
Указана первая восьмерка гонщиков и первая пятерка команд. В скобках — число набранных ими очков. Отличия систем выделены.

Пилоты

Место  1981—1990    1991—2002    2003—2005  
1 Фернандо Алонсо (87) Фернандо Алонсо (115) Фернандо Алонсо (133)
2 Кими Райкконен (84) Кими Райкконен (99) Кими Райкконен (112)
3 Хуан Пабло Монтойя (43) Хуан Пабло Монтойя (46) Михаэль Шумахер (62)
4 Михаэль Шумахер (39) Михаэль Шумахер (40) Хуан Пабло Монтойя (60)
5 Джанкарло Физикелла (37) Джанкарло Физикелла (38) Джанкарло Физикелла (58)
6 Ярно Трулли (26) Ярно Трулли (26) Ральф Шумахер (45)
7 Рубенс Барикелло (23) Рубенс Барикелло (23) Ярно Трулли (43)
8 Ральф Шумахер (20) Ральф Шумахер (20) Рубенс Барикелло (38)

Команды

Место  1981—1990    1991—2002    2003—2005  
1 Рено (145) Рено (153) Рено (191)
2 Макларен (141) Макларен (151) Макларен (182)
3 Феррари (62) Феррари (63) Феррари (100)
4 Тойота (46) Тойота (46) Тойота (88)
5 Уильямс (34) Уильямс (34) Уильямс (66)
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home