Днестр (река)

Днестр
укр. Днiстер, молд. Nistru, Нистру

Днестр возле Тирасполя
Протекает по территории Украине и Молдавии
Устье Днестровский лиман Чёрного моря
Длина 1352 км
Площадь бассейна 72 100 км²
Расход воды 310 м³/с

Днестр (укр. Днiстер, молд. Nistru, Нистру) — река в Восточной Европе, в пределах Украины и Молдавии.

Содержание

Этимология

Название реки восходит к протоиндоевропейским словам «да», «до», «ду». Понятие «река» в глубокой древности обозначалось парой протоиндоевропейских односложных слов «да на» (течёт здесь), «до на» (протекает здесь), «ду на» (протекает внутри здесь).[1] Греки называли Днестр Тирасом (греч. Týras), итальянцы — Дженестром, древние германцы — Агалингусом, турки — Турлой. Существует версия, что название Днестр произошло от сарматского *Dānu nazdya, что означает «пограничная река» («the river to the front»).[2]

География

Длина — 1352 км, площадь бассейна — 72,1 тыс. км². Берёт начало в Карпатах на высоте 900 м, впадает в Днестровский лиман Чёрного моря. Средний расход воды в нижнем течении 310 м³/с. Объём годового стока — 10 млрд. м³.

В верховьях Днестр течёт в глубокой узкой долине и носит характер быстрой горной реки. Скорость течения в этом районе составляет 2—2,5 м/с. Здесь в Днестр впадает большое количество притоков, в основном справа, берущих начало со склонов Карпат. Наиболее крупный из притоков на этом участке — Стрый. Ниже Галича течение становится более спокойным, но долина остаётся узкой и глубокой. В среднем течении притоки впадают только слева: Золотая Липа, Стрыпа, Сирет, Збруч, Смотрич, Мурафа. Длина в пределах Молдавии — 660 км. Площадь бассейна в пределах Молдавии — 19 070 км², что составляет 57 % её территории. Ниже Могилёва-Подольского долина несколько расширяется, но до села Выхватинцы Рыбницкого района Днестр всё ещё течёт в узкой и глубокой каньонообразной долине с высокими крутыми и скалистыми берегами, изрезанными оврагами. Южнее Дубоссар долина Днестра заметно расширяется, достигая в своём низовье до 10—16 км. Здесь уклоны русла очень малые, и река образует крупные излучины — меандры. В нижнем течении в неё впадают справа Реут, Бык, Ботна.

Питание Днестра снеговое и дождевое. На реке часты внезапные подъёмы уровня воды, в особенности от выпадения летних ливневых дождей, нередко вызывающие наводнения. Днестр Используется для орошения, лесосплава (в верховьях). Концентрация ряда загрязняющих веществ выше 10 предельно допустимых концентраций. Ледостав непродолжительный, в тёплыё зимы река вообще не замерзает.

Регулярное судоходство существуетот города Сороки до Дубоссарской ГЭС и от ГЭС до устья.

На Днестре расположены города Могилёв-Подольский, Сороки, Бендеры, Тирасполь и др.

По Днестру проходит часть границы между Украиной и Молдавией, а также 398 км границы между Приднестровьем и остальной Молдавией.

История

С незапамятных времен Днестр служил оживлённым водным путём для вывоза произведений богатого Приднестровского края. Ещё Геродот упоминает о реке Тирас (древнее название Днестра) и о находившейся в его устьях колонии Тир, снабжавшей местными продуктами древнюю Грецию. Известия от первого века н. э. указывают на дарованное жителям Тира право беспошлинного провоза товаров. Позднее, в XII веке, русские летописи указывают на существование в устьях Тираса колонии Белгород, представляющей собой тот же древний Тир. С этого же времени генуэзцы, в числе других своих черноморских колоний, усиливают торговое значение Белгорода, или Тира, и, защитив его со стороны воды земляным валом и устроив в нем крепость, дают ему название Монкастро. В то же время они учреждают по Днестру ряд других своих факторий и для защиты их устраивают крепости в Бендерах, Сороках (древний Ольхион) и Хотине, остатки которых также сохранились до настоящего времени. Тем же генуэзцам приписывается введение на Днестре, для сплава грузов, местного судна, известного под названием галеры (представляющей собой прямоугольный ящик) грузоподъёмностью 12 тонн. Незначительная осадка позволяла галерам проходить даже самые мелководные днестровские участки.

В дальнейшее время, со взятием турками древнего Тира, или Монкастро, переименованного ими в Аккерман, а также при переходе во владычество турок и всех прочих факторий генуэзцев, торговое значение Днестра начинает падать и прилежащий к этой реке край служит ареной для непрерывных войн между Турцией, Польским королевством и Запорожской сечью. Только с присоединением в 1791 году, по Ясскому договору, области между Бугом и Днестром к России, начинает снова возрождаться местная отпускная торговля и днестровское судоходство, и к началу XX века достигает большого размаха.

Единственное на реке существовавшее судно, галера, собственно и послужило начальным поводом к заботам правительства об учреждении днестровского судоходства. В 1881 году бессарабским земством была представлена министру путей сообщения докладная записка, в которой было выяснено, что всё более усиливающаяся конкуренция Северо-Американских Штатов, вытеснившая уже российскую пшеницу с некоторых рынков Западной Европы, по причине опасности и дороговизны провоза хлеба по Днестру, ставит Приднестровский край в критическое положение, несмотря на то, что собственно дешевизна производства хлеба, по сравнению с Америкой, остаётся на стороне бессарабских производителей. И действительно, стоимость доставки пуда пшеницы, взятого на берегу среднего Днестра (между Могилевым и Сороками), прошедшего через одесские магазины и сданного на судно в одесском порту для отправки за границу, доходила до 40 копеек и более, да и то лишь при благоприятных условиях.

Был сделан целый ряд попыток открытия на Днестре пароходного движения. Так, еще в 1843 году правительством России был заказан в Англии для Днестра пароход, названный «Днестром», который в первом же рейсе не смог пройти Чобурские излучины и дойти до Тирасполя. Затем в 1847 году появился на Днестре пароход «Луба», длиной 90 футов, шириной 14 футов и с осадкой 2 фута, но и этот пароход вскоре вынужден был уйти с Днестра. С учреждением в 1857 году «Русского общества пароходства и торговли», был отправлен этим обществом на Днестр пароход «Братец», который также вынужден был отказаться от движения по реке. К тому же неутешительному результату привела попытка Поповича, сделанная в 1864 году с пароходом «Мария». В 1867 году было образовано князем Львом Сапегой особое для Днестра пароходное общество, но первый же пароход этого общества, «Днестр», пройдя вниз по реке, ушёл в Чёрное море и больше уже на реку не возвращался, а само общество распалось. Наконец, в 1872 году Померо, воспользовавшись высокой водой, прошел по Днестру до Могилёва и обратно, но никаких дальнейших результатов эта попытка для Днестра не имела.

В ряду всех этих попыток особенного внимания заслуживает предпринятая в 1881 году «Русским обществом пароходства и торговли» экспедиция для окончательного решения вопроса: способен ли Днестр в естественном виде к пароходному движению. Экспедиция эта привела к тому убеждению, что для учреждения на Днестре пароходства необходимы предварительные серьезные меры по улучшению речного русла. С 1884 года приступлено к работам по выемке из русла Днестра карчей и камней, расчистке порогов динамитом и углублению наиболее мелководных перекатов Днестра постройкой каменных исправительных сооружений и землечерпанием. На возмещение затрат правительства на улучшение реки Высочайше утвержденным мнением государственного совета от 29 ноября 1883 года был установлен особый сбор в размере 1 % со стоимости днестровских грузов сверх ¼-процентного судоходного сбора, существующего по всем рекам Российской Империи. С начала работ в 1884 году и по 1893 год всего израсходовано на улучшение Днестра около 1 млн. рублей, причём благодаря произведенным работам река стала доступна для буксирного и пассажирского пароходства, которое и не замедлило на ней развиться, а количество груза стало быстро возрастать и увеличилось в 4 раза, как это видно из следующей таблицы:

Год Прошло груза
1883 4386713 пуд.
1884 5765485 пуд.
1885 7742333 пуд.
1886 8509520 пуд.
1887 13491055 пуд.
1888 11742124 пуд.
1889 16770593 пуд.
1890 15032422 пуд.

Такое значительное увеличение груза объясняется зависящим от появления буксирного пароходства весьма значительным уменьшением стоимости доставки днестровского хлеба в Одессу — до 16 копеек на баржах и 30 копеек на галерах. На 16 млн. днестровского груза это составляет сбережение не менее 2 млн. рублей ежегодно, вследствие чего не может быть и речи об обременительности установленного сбора, поступающего в размере около 100 тыс. руб. Сбора этого с 1889 по 1893 гг. поступило более 600 000 рублей, и, следовательно, правительство возместило около ⅔ сделанных до того времени на реку затрат.

В 1887 году обществом пароходства и торговли в Бендерах было построено приспособленное для плавания по Днестру судно, названное «Днестровка».

В 1900 году по Днестру регулярные рейсы совершали два грузопассажирских парохода по линии Бендеры—Тирасполь—Аккерман. В период до 1917 года по реке курсировали пароходы «Бендеры», «Богатырь», «Георгий Победоносец», «Коршун», «Мария» и другие.

С 1918 по 1940 год Днестр служил границей между Румынией и СССР и строго охранялся. В прибрежных сёлах румынские власти разрешали включать свет в домах только при наглухо закрытых ставнях. Навигация по Днестру прекратилась и возобновилась только в 1940 году.

Во время Великой Отечественной войны Днестр стал ареной сражений между немецко-румынскими захватчиками и Советской армией.

В 1954 году возле Дубоссар была построена плотина и водохранилище для гидроэлектростанции. В связи с этим регулярное судоходство существуетот города Сороки до Дубоссарской ГЭС и от ГЭС до устья. После войны началась добыча со дна реки песчано-гравийной смеси, используемой в строительстве. В конце 1980-х годов экологи пришли к выводу, что дальнейшая добыча смеси может нанести ущерб Днестру, и добыча была прекращена. В связи с распадом СССР и экономическим кризисом в 1990-е годы судоходство по Днестру значительно сократилось.

Самые сильные наводнения на Днестре были в 1164, 1230, 1649, 1668, 1700, 1785, 1814, 1841, 1850, 1864, 1877, 1932, 1947, 1955, 1967, 1969, 1998 годах.

Источники

  1. Павлов С. И. Москва и железная мощь Святослава: О происхождении названия Москва. — 1999. ISBN 5-7619-0090-4
  2. J. P. Mallory and Victor H. Mair The Tarim Mummies: Ancient China and the Mystery of the Earliest Peoples from the West. — London: Thames & Hudson, 2000. — С. 106.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home