Украинцы

Украинцы
Общая численность 44-45 млн. (2001)
Численность по странам Украина:
  37 541 693 (перепись 2001)

Россия:
  2 942 961 (перепись 2002)
Канада:
  1 071 060[1]
США:
  890 000[2]
Бразилия:
  550 000[3]
Казахстан:
  547 052 (перепись 1999)
Молдова:
  375 000[4]
Белоруссия:
  248 000[5]
Германия:
  128 100[6]
Португалия:
  66 041[7]
Латвия:
  62 000[8]
Румыния:
  61 350[9]
Словакия:
  55 000[10]
Аргентина:
  50 000
Польша:
  40 000[11]
Азербайджан:
  30 000 (перепись 1999)[12] Италия:
  15 500[13]
В других странах:
  200 000

Язык Украинский язык, русский язык
Религия Преимущественно Православие, также Греко-католицизм и Протестантизм.
Происхождение Индоевропейцы

  Славяне
    Восточные славяне

У термина «Украинцы» существуют и другие значения.

Украи́нцы (укр. Українці) — восточнославянский народ, проживающий преимущественно на территории Украины и ранее также именовавшийся русь, русины, малороссы, малороссияне, козаки.

Содержание

Язык

Говорят на украинском языке восточнославянской группы индоевропейской семьи. Различаются следующие наречия:

  • северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры),
  • юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры),
  • юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры).

Письменность на основе кириллицы, продолжающая древнерусскую; собственно украинская с XIX века на основе русского гражданского шрифта. Распространены также русский (преимущественно на юге и Левобережье, особенно среди горожан) и суржик.


История

Этноним

Название «Украина» употреблялось в неэтнографическом [1] смысле в XIIXIII веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель , а к XVIIXVIII вв. в значении «краина» (страна) закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило будущей основой для этнонима «украинцы». Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной части складывающегося украинского этноса, — «козаки», «козацкий народ», «русины» в XVI — начале XVIII века в официальных документах России жители Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались «черкасами», позже, в дореволюционное время — «малороссиянами», «малороссами» или «южнороссами». Замещение этих этнонимов словом «украинец» началось в XIX [2] и продолжается сейчас (см. русины).

Этническая история

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

Становление украинской народности произошло в XIIXV веках на основе юго-западной части восточнославянского населения. Населявшие территорию Украины племена полян, древлян, тиверцев, уличей, волынян (дулебов) и белых хорватов объединились в составе государств: Киевской Руси (IXXII вв.), а позднее — Галицко-Волынской Руси (XIIXIV вв.).

В период политической раздробленности, в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались предпосылки для формирования трёх восточнославянских народов — украинского, русского и белорусского. Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье — Киевщина, Переяславщина, Черниговщина.

Немалую интегрирующую роль играл при этом Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли — Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье.

Начиная с XIII века территория, где складывался украинский этнос подверглась венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца XV века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов. В XVIXVII веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (XV век), создавшего государство (XVI век) со своеобразным республиканским строем — Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом украинцев.

Определяющими моментами этнической истории украинцев XVII века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства — Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель. В XVII веке произошло перемещение значительных групп украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины.

Культура

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов украинцев — Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Земледелие

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев — пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в XIX веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца XVII века — кукурузу, табак, со 2-й половины XVIII века — подсолнечник, картофель; из огородных культур — капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала XIX века —- помидоры и перец. Для украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).

Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге — также катком и лошадьми, изредка молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье — в гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках.

Животноводство

Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль.

Украинский чумак — перевозчик грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и ремёсла - ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный, сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др.

Жильё

Традиционные сельские поселения — сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянстваизбы (укр. хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата — сени — хата или хата — сени — комора), а в бедняцких хозяйствах — однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище оставалось вплоть до начала XX века курным или полукурным. При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда — сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался «миснык» для посуды. Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге — загончики для скота и т. п. Украинцы жили также в многочисленных городах, предместьях и местечках. Жилище бедных горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных.

Костюм

Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидныци); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Пища

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

Социальные отношения

В общественной жизни украинского села до конца 19 века сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община - громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха (парубочи громады - объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей формой семьи украинцев была малая, с выраженной властью её главы - мужа и отца, хотя вплоть до начала 20 века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с её традиционными видами - занизування, заволикання и настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых украинцы потеряли свыше 5 млн. человек.

Религия

Верующие украинцы, в основном - христиане, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере - к Украинской православной церкви (Киевского патриархата) и Украинской автокефальной православной церкви. В Галиции и на Закарпатье преобладают греко-католики, которые принадлежат Украинской Греко-Католической Церкви (католики византийского или восточного обряда, униаты); есть небольше количество римо-католиков. Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.

См. также

Ссылки

  1. Украинский историк, академик П. П. Толочко: «Тезис — „мы украинцы едва ли не с доисторических времён“ — исповедуемый некоторыми нашими псевдопатриотами, такую связь разрушает. Ведь каждый, более-менее грамотный человек знает, что в древних источниках ни этнонима, ни политонима со словами „Украина“ или „украинец“ нет. Есть „Русь“, „Русская земля“, „русский“, „русич“ и др. Отказ от этих понятий, замена их на термины, производные от слова „Украина“, применительно к ІХ—ХІІІ вв., по существу, является признанием того, что украинцы никогда русскими не были, а следовательно и к наследию Киевской Руси отношения не имеют.» Цитируется по: http://ndgazeta.org.ua/clause.php?id_c=341&id=110
  2. Академик Пётр Толочко: «Діячі українського відродження ХІХ століття спробували дистаціюватися від тих інших, московських русаків. Мабуть, щоб виокремити себе та протиставити Північно-Східній Русі, наші співвітчизники почали йменуватися українцями». Цитируется по: http://ndgazeta.org.ua/clause.php?id_c=341&id=110

Этнография

Украинские исследователи:

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home