Верди, Джузеппе

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 18131901) — до сегодняшнего дня самый выдающийся композитор итальянской оперной школы. Лучшие его оперы (Риголетто, Травиата, Аида), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира. В прошлом часто пренебрежительно упоминаемые критиками (за «потакание вкусам простых людей», «упрощенную полифонию» и «бесстыдное мелодраматизирование»), шедевры Верди являются основой обычного оперного репертуара через полтора столетия после их написания.

Содержание

Ранний период

Верди родился в 1813 году (в одном году с Рихардом Вагнером, его главным будущим соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в Ле Ронколе, неподалеку от Бюсетто (Пармское Герцогство). Отец его был трактирщиком. Родители его переехали в Бюсетто, когда Верди был еще ребенком. Там образованию будущего композитора помогли частые визиты в библиотеку, принадлежащую местной школе иезуитов. Также, именно в Бюсетто Верди получил первые уроки композиции — от Фердинандо Провези, в то время директора местного «филармонического общества».

В Милане, куда Верди отправился в возрасте двадцати лет дабы продолжить образование, в Музыкальную Консерваторию его не приняли по возрасту — первокурсникам вменялось быть не старше восемнадцати. Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в тоже время оперные спектакли, а также просто концерты (в частности, венской музыки). Общение с миланским бомондом убедило его всерьез подумать о карьере театрального композитора.

Возвратившись в Бюсетто, Верди женится на Маргарите Барецци. Двое их детей умирают в младенчестве.

Начальное признание

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачо» (Oberto) в миланской Ла Скала прошла успешно, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (Un giorno di regno) и «Набукко» («Навуходоносор», Nabucco). Жена Верди умерла, когда он работал над первой из этих опер (опера провалилась). Однако «Набукко», представленная в первый раз в 1842 году, сделал Верди знаменитым. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (I Lombardi) и «Эрнани» (Ernani), которые ставились и имели успех в нескольких городах Италии.

В 1847 году «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jerusalem), была поставлена Парижской Оперой и, в связи с тем, что композитору пришлось последовать некоторым парижским традициям постановки, стала первой оперой Верди в стиле гранд-опера.

Мастер

В возрасте тридцати восьми лет у Верди случился роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблен. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто». Написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго, либретто оперы подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока наконец опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является, возможно, лучшей оперой, когда-либо написанной. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Невыразимо прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, пассажи поистине небесной красоты звучат по одному разу каждый, не повторяясь в последствии, бесчисленные арии, дуты, трио, квартет следуют друг за другом в этом непрерывном празднике музыкального гения, кипять страсти, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе.

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали еще несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera), «Сила судьбы» (La forza del destino; написана по заказу Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге), вторая редакция «Макбет» (Macbeth).

В 1869 году Верди сочинил «Реквием» памяти Джоаккино Россини.

Последняя великая опера Верди, «Аида», была ему заказана, дабы отметить открытие Суэцкого канала. По некоторым данным, когда организаторы праздненства обратились к Верди в первый раз, он отказался от заказа. Организаторы предупредили композитора, что обратятся к Шарлю Гуно с тем же предложением. Верди выразил надежду, что Гуно согласится написать оперу. И лишь когда организаторы пригрозили, что заказ получит Рихард Вагнер, Верди согласился ознакомиться с условиями контракта.

Верди и Вагнер, каждый — лидер своей национальной оперной школы — всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженную тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал, «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на комметарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал, «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Сумерки

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редкактируя некоторые свои ранние вещи.

«Отелло» (Otello), написанный по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, поставлен был в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», ее нельзя разделить на отдельные номера для концертного исполнения — во всяком случае, это нелегко сделать. Несмотря на то, что «Отелло» мастерски оркестрован, ему недостает мелодической щедрости, такой характерной для предыдущих, великих, опер Верди.

Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff), либретто которой Арриго Боито, либреттист и композитор, написал на сюжет пьесы Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor) и перевода ее на французский язык Виктора Гюго, успех имела небольшой — в основном, аудитории выражали благодарность старому композитору. Партитура этой оперы в основном алгебраическая и не содержит даже намека на былую мелодическую роскошь Верди.

Умер Верди в 1901 году. Таким образом он мог слышать, или читать партитуры, опер «Богема» и «Тоска» (Джакомо Пуччини), «Паяцы» (Ружеро Леонкавалло), «Пиковая Дама» (Петра Чайковского), но, к сожалению, то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным.

Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество — Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный — Гаетано Доницетти. За возможным исключением «Отелло», Вагнер на Верди не повлиял совершенно. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Франц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое до в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей до, после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент — как, например, гитара. Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов, я самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьезно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать ее до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне, в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) — характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приемы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, который специально занимался поиском сюжета для либретто, который лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и сцены, богатые драматизмом.

Оперы Джузеппе Верди

  • Oberto, Conte di San Bonifacio — Teatro alla Scala, Milan, 1839
  • Un Giorno di Regno — Teatro alla Scala, 1840
  • Набукко — Teatro alla Scala, 1842
  • Ломбардцы — Teatro alla Scala, 1843
  • Эрнани — Teatro La Fenice, Venice 1844
  • I due Foscari — Teatro Argentina, Rome, 1844
  • Жанна д'Арк — Teatro alla Scala, 1845
  • Alzira — Teatro San Carlo, Naples, 1845
  • Attila — Teatro La Fenice, Venice, 1846
  • Макбет — Teatro della Pergola, Florence, 1847
  • I masnadieri — Her Majesty's Theatre, London, 1847
  • Jérusalem — Académie Royale de Musique, Paris, 1847 (revised version of I Lombardi)
  • Корсар — Teatro Grande, Trieste, 1848
  • La battaglia di Legnano — Teatro Argentina, Rome, 1849
  • Луиза Миллер — Teatro San Carlo, Naples, 1849
  • Стиффелио — Teatro Grande, Trieste, 1850
  • Риголетто — Teatro La Fenice, Venice,1851
  • Трубадур — Teatro Apollo, Rome, 1853
  • Травиата — Teatro la Fenice, 1853
  • Сицилийская вечеря — Académie Royale de Musique, Paris, 1855
  • Le trouvère — Académie Royale de Musique, Paris, 1857 (revised version of Il trovatore with a ballet added)
  • Симон Бокканегра — Teatro La Fenice, Venice, 1857
  • Aroldo — Teatro Nuovo, Rimini, 1857 (revised version of Stiffelio)
  • Бал-маскарад — Teatro Apollo, Rome, 1859
  • Силы судьбы — Imperial Theater, Saint Petersburg, 1862
  • Макбет — Theâtre Lyrique, Paris, 1865 (revised version)
  • Дон Карлос — Académie Royale de Musique Paris, 1867
  • La forza del destino — Teatro alla Scala, Milan, 1869 (revised version)
  • Аида — Khedivial Opera House Cairo, 1871
  • Don Carlo — Teatro San Carlo, Naples, 1872 — (first revision of Don Carlos)
  • Simon Boccanegra — Teatro alla Scala, 1881 (revised 1857 version)
  • Don Carlo — Teatro alla Scala, Milan, 1884 (second revision, 4 Act version)
  • Don Carlo — Teatro Municipale, Modena, 1886 (third revision, 5 Act version)
  • Отелло — Teatro alla Scala, 1887
  • Falstaff — Teatro alla Scala, 1893

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg vorbis

  •  «Сердце красавицы склонно к измене», из оперы «Риголетто» (информация о файле)

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home