Тройной мост

Тройно́й мост (также Трёхарковый мост, Трёхколенный мост) — неформальное название уникальной мостовой композиции в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки в Санкт-Петербурге, состоящей из сходящихся в одной точке Мало-Коню́шенного моста через Мойку, Театра́льного моста через канал Грибоедова и сухопутного моста-дамбы между двумя реками (иногда называемого Пешехо́дным мостом).

Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.

Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный — через Мойку. Оба они представляли собой деревянный трёхпролётные разводные мосты. В 1770 поблизости, на Большом лугу (ныне Марсово поле), был построен деревянный театр, в честь которого Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный. Сам театр, получивший известность под названием Театра на Царицыном лугу, просуществовал до 1797, когда был снесён из-за того, что мешал проведению парадов на лугу.

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный.

Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 19071929 при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.

Мосты были построены в 18291830 под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно.

Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. Длина ого моста , ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина ого моста , ширина При одинаковой ширине (около 15,6 м.) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 18 м и 23 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м.

Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма. В декоре преобладают элементы растительного орнамента. Решетка ограды образована вертикальными круглыми стержнями с капителями в виде нераспустившихся бутонов. В центре каждого звена решётки находятся маска Медузы Горгоны и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями. На общем фоне красиво выделяются детали, покрытые сусальным золотом.

Ансамбль Тройного моста уникален в мировой практике и относится к шедеврам мостового зодчества.

В конце XIX и начале XX веков петербургскими инженерами и архитекторами неоднократно выдвигались предложения о сносе обоих мостов и вовзедении на их месте единого широкого моста-площадь. К счастью, не один из этих проектов не был утвержден. Исторический облик мостов сохранён до наших дней без существенных изменений. Только в 1936 году в ходе капитального ремонта мосты подверглись незначительной модернизации: мостовое полотно было заасфальтировано, а тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными поребриками. В ходе реставрации 1952 года был восстановлен декор фонарей и оград. Последний раз мостовой ансамбль реставрировался в 2001: тогда мостовое полотно было заново вымощено отёсаным камнем, а автомобильное движение по мостам прекращено.

По существующей по сей день в Петербурге традиции, для обеспечения семейного счастья молодожёнам в день свадьбы полагается (помимо троекратного обхода Медного всадника и распития бутылки шампанского на стрелке Васильевского острова) пройти по обоим частям моста и полюбоваться своими отражениями в Мойке и канале Грибоедова.

18 мая 2006 на заводе «Адмиралтейские верфи» был спушен на воду ледовый танкер «Театральный мост» — пятый из серии танкеров, названных в честь знаменитых мостов, название которых начинается на «Т».

Литература

  • Лоханов Г. И., Предыстория строительства Малоконюшенного и Театрального мостов в Ленинграде, в кн.: Вопросы истории, теории и практики архитектуры, Л., 1985, с. 59—65;
  • Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 189—93.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home