Пропаганда гомофобии

Эта статья в настоящее время перерабатывается
Во избежание столкновений правок, согласуйте свои внесения с активным редактором.
Это замечание не должно висеть дольше недели.
ЛГБТ-движение
 В мире · В разных странах 
История · Организации · Активисты
Однополые отношения
Анти-гей движение · Преследования
Преступления на почве ненависти

Пропага́нда гомофо́бии — организованная общественно-политическая деятельность (заявления, поведение, акции, государственная политика), основанная на выражении негативного и нетерпимого отношении к нетрадиционной сексуальной ориентации и проводимая в целях распространения идеологии, базирующейся на антигомосексуальных предрассудках, а также на осуждении, стигматизации или дискриминации представителей сексуальных меньшинств.

Организаторы и участники и подобных мероприятий могут являться участниками антигомосексуального движения и разделять антигомосексуальную идеологию, рассматривающую нетрадиционную сексуальную ориентацию как грех, болезнь, опасную для общества девиацию, половую распущенность, дегенеративное или преступное поведение. Информирование общества о существовании иной ориентации или присутствие темы гомосексуальности в творчестве расценивается этими группами как пропаганда гомосексуализма.

В некоторых странах мира пропаганда гомофобии запрещена законом. По российскому законодательству пропаганда ненависти к социальной группе также является нарушением закона.[1] Под социальной группой в данном случае подразумевается сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (сокр. ЛГБТ), объединенных по признаку нетрадиционной ориентации или гендерной идентичности. Специалисты, однако, отмечают, что «случаи уголовного преследования за пропаганду ненависти редки и почти никогда не приводят к реальному наказанию».[2]

Содержание

ЛГБТ и Квир-исследования
Гендер · Гомосексуальность · Бисексуальность · Трансгендерность
История ЛГБТ-движения
Разные исторические эпохи
ЛГБТ-организации
Движение за освобождение геев
Культура
Гей-сообщество · Гей-деревня · Религиозный аспект · Квир-исследования · Гей-сленг · Драг · Символика ЛГБТ-движения
Законодательство
Однополые браки · Усыновление · Уголовное преследование
Категории
Терминология ЛГБТ · Гей-СМИ
редактировать

История

Нацистская Германия

Масштабная государственная политика по пропаганде нетерпимости к сексуальным меньшинствам развернулась в 1930-х годах в нацистской Германии. Историк Эрвин Хэберл в работе «Свастика, розовый треугольник и желтая звезда» пишет: «14 мая 1928 года (то есть еще до 1933 года) от имени национал-социалистической партии было заявлено, что гомосексуалисты „ослабляют“ народ, что они „враги“ и „сексуальные дегенераты“, которые никоим образом не способствуют „здоровому“ приплоду „здоровой“ нации».[3]

Политика нетерпимого отношения к гомосексуальному поведению в Третьем рейхе носила последовательный и организованный характер. Так, в 1933 году нацистское правительство прекратило деятельность ЛГБТ-организаций, базирующихся в Берлине, и запретило распространение берлинского издания для геев и лесбиянок под названием «Бюллетень дружбы» (нем. «Freundschaftblätter»), где публиковались объявления о знакомствах. Подобные мероприятия привели к разобщению ЛГБТ-сообщества и разрыву установленных внутри него связей. В том же году было прекращено функционирование многих баров и пабов, в которых встречались гомосексуалы (летом 1936 года закрылись последние подобные бары в Гамбурге). Разрешения полиции транссексуалам на ношение одежды противоположного пола были отозваны. Совместное купание людей одного пола без одежды на нудистских пляжах приравнивалось к попытке гомосексуального контакта. В своей работе «Пропаганда гомофобии и осуждение мужчин-гомосексуалов при национал-социализме» историк Стефан Мишле утверждает, что цель подобной политики состояла в полном искоренении всех проявлений гомосексуальности и соответствующей инфраструктуры из поля зрения общества.[4]

Одним из последующих шагов гомофобной политики нацистов стало ужесточение в 1935 году так называемого «Параграфа 175», предусматривающего тюремное заключение сроком до десяти лет за «вступление в преступные связи между мужчинами».[5] Однополые отношения между женщинами уголовно не наказывались, но отношение к ним было враждебное. Нацистское правительство после прихода к власти учредило особый «Рейхс-центр по борьбе с гомосексуализмом и абортами»: все силы были брошены на повышение рождаемости любыми способами. Вскоре возникла широкая агентурная сеть из доносчиков на «дегенератов».[3] По современным подсчетам, число осужденных за гомосексуализм в Германии составило около 50 тыс. человек.[6]

СССР

В 1920-х годах возможности открытого обсуждения темы гомосексуальности, присутствовавшие в СССР в начале XX века, резко ограничились. Заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода связывал существование гомосексуальных сообществ с контрреволюцией и шпионской контрразведкой. В своей докладной записке Сталину осенью 1933 года он писал об аресте членов группировок, которые занимались «созданием сети салонов, очагов, притонов, групп и других организованных формирований педерастов с дальнейшим превращением этих объединений в прямые шпионские ячейки». В декабре 1933 года в очередном письме Сталину Ягода утверждает: «Педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодежи, красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев. Закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет. Полагал бы необходимым издать соответствующий закон об уголовной ответственности за педерастию». [7] 7 марта 1934 года вступает в силу закон, согласно которому мужеложство квалифицируется как уголовное преступление во всех республиках СССР. Статья № 121 Уголовного кодекса РСФСР предусматривала наказание за добровольные сексуальные отношения между мужчинами в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Женщины по этому законодательству не преследовались.[8]

В середине 1930-х годов в СССР стала разворачиваться общественно-политическая кампания по пропаганде гомофобии среди населения через средства массовой информации. Так, Максим Горький на первых полосах газет «Правда» и «Известия» 23 мая 1934 года называет гомосексуализм «социально преступным и наказуемым» и говорит, что «уже сложилась саркастическая поговорка: „Уничтожьте гомосексуализм — фашизм исчезнет!“».[7] В январе 1936 года нарком юстиции Николай Крыленко заявляет, что «гомосексуализм — продукт морального разложения эксплуататорских классов, которые не знают, что делать». Доклад наркома обосновывал целесообразность уголовного преследования за мужеложство, привлекая риторические приёмы гетеросексизма: «В нашей среде, господин хороший, тебе не место. В нашей среде, среде трудящихся, которые стоят на точке зрения нормальных отношений между полами, которые строят своё общество на здоровых принципах, нам господчиков этого рода не надо».[9] Позднее юристы и медики в СССР рассуждали о гомосексуализме как о проявлении «морального разложения буржуазии», повторяя риторические приёмы фашистов. По оценкам историка из Канады Дэна Хили, всего за время действия статьи № 121 от её применения пострадало около 250 тыс. человек.[10]

Врач-сексолог М. Бейлькин утверждает: «…миф о преступности однополого влечения ядовитым цветом расцвёл на советской почве. С его помощью обществу привили крайнее предубеждение против сексуального инакомыслия. О том, что оно — наследие тоталитарного прошлого и ГУЛАГА, свидетельствует в частности тот факт, что гомофобная терминология в русском языке прочно спаяна с уголовным жаргоном».[11]

Пропаганда гомофобии и законодательство

Швеция

1 января 2003 года вступила в действие поправка к конституции Швеции, запрещающая пропаганду ненависти, основанную на неприязни к сексуальной ориентации, включая гетеросексуальную, гомосексуальную и бисексуальную ориентацию. Поправка была принята во втором чтении. Консервативные религиозные группы выразили свое опасение, что она значительно ограничит свободу слова и вероисповедания.[12]

29 июня 2004 года пастор-пятидесятник Эке Грин (Ake Green) был обвинен в пропаганде ненависти к гомосексуалам во время церковной службы, проходившей 20 июля 2003 года в г. Боргхольм. В своей проповеди пастор сравнивал гомосексуальность с «раковой опухолью, глубоко разрастающейся в обществе», а также утверждал, что геи не могут быть христианами и что возможно «излечение» от гомосексуальности с помощью молитвы. Окружной суд приговорил пастора к 30 дням тюремного заключения. Решение суда вызвало широкий общественный резонанс в религиозных общинах и группах как в Швеции, так и за её пределами. Последующее рассмотрение дела в аппеляционном суде привело к отмене приговора. Суд постановил, что решение о наказании противоречило Европейской конвенции по правам человека.[12]

Канада

29 апреля 2004 года Канадская Палата Общин приняла закон (Bill C-250), запрещающий пропаганду гомофобии. Свен Робинсон, член Парламента от партии «Новые демократы», предложил добавить сексуальность в список ограничений закона, запрещающего публичное выражение ненависти в речах, публикациях, по радио и телевидению. Голосование прошло с результатом: 141 — «за» и 110 — «против».[13]

В отличие от шведского закона, в тексте закона Канады особо оговаривается, что преследованию за выражение ненависти к гомосексуалам в публичных речах не подвергаются те, кто использует для них религиозные тексты или убеждения.[14] Несмотря на это, принятие закона вызывало негативную реакцию среди консервативно настроенных религиозных групп.[15]

Франция

22 декабря 2004 года верхняя палата Сената Франции приняла новый закон против дискриминации, запрещающий публичные сексистские и антигомосексуальные высказывания. Закон предусматривает наказание за провокацию ненависти или жестоких действий по половому признаку или сексуальной ориентации в виде тюремного заключения сроком на один год и штрафа в размере 45 000 евро ($ 60 000).[16]

Обсуждение этого законопроекта началось после того, одного гея облили бензином и подожгли, в результате чего он получил значительные ожоги тела. Однако, несмотря на это, Римская католическая церковь Франции выступила против закона, расценив его как препятствие для противостояния легализации однополых браков.

Антигомосексуальная агитация в обществе и политике

Российский сексолог И. С. Кон, рассуждая о проявлениях общественно-политической гомофобии, убежден, что «гомофобия чаще всего идет в одной связке с ксенофобией, расизмом, антисемитизмом и нетерпимостью к различиям, их разжигают одни и те же политические силы. […] К богословским аргументам присоединяются псевдо-демографические, вроде того, что гомосексуальность — одна из главных причин снижения рождаемости и вымирания России. Эту, вполне светскую, аргументацию использует, в частности, РПЦ. Вообще гомосексуалы во многих отношениях — самый удобный козёл отпущения. Я называю это политической гомофобией».[17]

Публичные призывы к дискриминации

  • Весной 2002 года фракция «Народный депутат» внесла на рассмотрение Государственной Думы законопроект о возобновлении уголовного наказания «за мужеложство» в целях «укрепления здоровья нации». Кампания депутата Райкова широко освещалась в прессе и на телевидении. Комитет Государственной Думы по законодательству рекомендовал отклонить данный законопроект как противоречащий ст. 23 Конституции РФ и посягающий на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.[18] Проект был отклонен 294 голосами «против» при 58 голосах «за».
  • В октябре 2004 года Валерий Венедиктов, атаман Отдельского казачьего общества Тверской области, от имени возглавляемой им организации разослал в адрес ряда местных СМИ и различных общественно-культурных учреждений заявление, осуждающее демонстрацию спектакля Романа Виктюка «Саломея» и протестующее против проведения концерта Бориса Моисеева в Твери 26 октября, а также расценивающее творчество этих деятелей как «открытую пропаганду содомского греха». В тексте заявления автор призывал «братьев и сестер» не допустить «издевательство в православный праздник особо чтимой Иверской иконы Божией Матери».[19]
  • Сергей Лекторович, лидер общественно-патриотического объединения «Национальный альянс», устроившей, в частности, в 2004 году акцию протеста против концертов Бориса Моисеева в Тольятти, убежден, что «выступления любых представителей секс-меньшинств в стране должны быть прекращены».[20]
  • 4 апреля 2005 года депутат парламента Республики Беларусь Виктор Кучинский в процессе обсуждения проекта декрета «О некоторых мерах по предотвращению торговли людьми» заявил: «Моя позиция как депутата такова: всех этих „голубых“ и прочих надо по полной программе валить». Депутат предложил ввести уголовную ответственность за добровольные гомосексуальные отношения. Министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов прокомментировал это заявление тем, что правоохранительные органы «пока не сталкивались с фактами насильственных действий по отношению к мужчинам» и что «как правило, это совершается по обоюдной договоренности, и мы не хотели бы так глубоко вторгаться в эту сферу».[21]
  • В октябре 2005 года Валерий Стариков, вице-мэр Перми заявил, что для артистов с имиджем нетрадиционной ориентации будут действовать повышенные ставки на аренду концертного зала муниципального центра культуры им. Солдатова. В «черный список» артистов попали «Ночные снайперы», Диана Арбенина, Светлана Сурганова и певица Земфира. Стариков заявил, что «никто не нарушает прав человека, мы ведь не запрещаем концерты таких артистов».[22]
  • Представители Русского патриотического общества «Отчизна» 17 мая 2006 года устроили пикет против концерта Бориса Моисеева в Нижнем Новгороде. Лозунги протестующих призывали к физическому выдворению артиста из-за его сексуальной ориентации и ущемлению его права на свободное передвижение: «Нам нужна Россия без геев и лесбиянок», «Содомиты, вон из Нижнего!».[23] Аналогичные акции прошли в более чем 40 городах России.[24]
  • Главный редактор газеты «Московские новости» Виталий Третьяков под псевдонимом «Иван Здравомыслов» 23 июня 2006 года опубликовал статью под названием «Преступление против генофонда человечества», в которой призывал запретить гомосексуалам занимать должности «в сферах, где их девиация может оказывать негативное воздействие»: в образовании, армии, медицине и на государственной службе. За сокрытие данных об ориентации автор предлагал ввести «серьезную уголовную ответственность».[25]

Публичные призывы к насилию

  • В 2000 году журнал «Русский дом» опубликовал статью С. Н. Новохатского «Диктатура ублюдков», в которой автор, привлекая богословские аргументы, призывал к разжиганию розни и физическому уничтожению людей с нетрадиционной ориентацией, называя их «адептами извращенчества»: «Христос в Евангельском предании об изгнании бесов в свиней ясно нам заповедовал бороться с бесноватыми ублюдками. Это и биологическая, и духовная борьба, в которой не может быть мира с адептами извращенчества, уничтожающими не только отдельных людей (их уже за это надо карать смертью), но и насилующих нас навязыванием своей „культуры“».
  • В феврале 2006 года верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин публично заявил о недопустимости проведения 27 мая гей-парада в Москве. «Если они все-таки выйдут на улицу, тогда их следует только лупить. Все нормальные люди будут это делать», — завил муфтий. Он считает, что «у геев нет никаких прав», а также что «иметь нетрадиционную ориентацию — это преступление против Бога. Пророк Мухаммед приказывал убивать гомосексуалистов».[26]
  • 25 и 26 марта 2006 года казаки, монархисты и члены движения «Патриоты России» провели пикеты против концерта Бориса Моисеева во Владивостоке перед одноименным концертным залом. Агитационные плакаты пикетчиков призывали посадить «содомистов на кол».[27]

Публичные призывы к «лечению»

  • Комментируя свое публичное заявление против концерта Бориса Моисеева в Твери осенью 2004 года, Валерий Венедиктов, атаман Отдельского казачьего общества Тверской области, в интервью газете «Комсомольская правда» заявил, что, по его мнению, «педерастия — от пресыщенности жизнью. И таких людей надо лечить. Держать год, два под стационарной охраной, поручить женщинам ухаживать за ними — и всё пройдет».[19]
  • 19 июля 2005 года Леопольд Озолиньш, депутат Сейма Латвии от Союза «зеленых» и крестьян, распространил заявление против гей-парада в Риге, в котором автор, врач по специальности, утверждал, что гомосексуализм — это «тяжелое духовное уродство», а также что его «можно лечить, например, с помощью гипноза».[28]
  • 4 июля 2006 года депутат Государственной Думы Геннадий Райков в интервью Тюменской региональной интернет-газете «Вслух.ру» заявил, что «в любом обществе извращенцы вообще-то не нужны… Как мы будем решать демографическую проблему, если мужики окажутся такими вот извращенцами?». Депутат подчеркнул: «Может, я жестко поступаю, настаивая на уголовном наказании… Но, что их надо лечить — это точно».[29]
  • В июле 2006 года религиозные организации Латвии устроили акции протеста против проведения гей-парада в Риге. Лидер Латвийского национального фронта Айварс Гарда в ходе одной из акций заявил, что гомосексуализм «это распутство и болезнь», которую надо лечить, причем «болезнь, возникшая от распущенности — как и алкоголизм».[30]

Создание и поддержка негативных стереотипов

В ходе некоторых общественно-политических акций, направленных против усилий ЛГБТ-сообщества по обретению всей полноты гражданских прав, лидеры этих акций в своих речах концентрируются исключительно на негативных стереотипах о людях с нетрадиционной ориентацией и целенаправленно создают их отрицательный имидж. Британский психотерапевт Доминик Дэйвис подтверждает, что «отклонение от […] норм и правил рассматривается обществом как проявление неадекватности представителей меньшинств. […] общество также формирует оценочные стереотипы. Пример этого — отказ общества лесбиянкам и геям в праве создавать семью и последующий упрек в том, что они якобы неспособны к глубоким интимным отношениям и склонны к промискуитету. Поступая так, общество проецирует на меньшинства свои теневые качества. […] Лесбиянки и геи воспринимаются обществом как люди, неспособные контролировать свои сексуальные импульсы, склонные к развратным действиям и опасные для окружающих, искушающие малолетних для того, чтобы склонить их к гомосексуальности».[31]

Так, в ходе общественной акции в Киеве в сентябре 2005 года под названием «Любовь против гомосексуализма», один из её организаторов Андрей Новохатний, не ссылаясь на какие-либо статистические или научные данные, утверждал, что существование нетрадиционной ориентации у отдельных людей пагубно влияет на экономическое развитие всей страны в целом.[32] Между тем известно, что страны Запада, где разрешены однополые союзы, не являются экономически отсталыми странами с низким качеством и уровнем жизни.

Риторические приёмы гетеросексизма

Концепция гетеросексизма заключается в отстаивании убеждения, что гетеросексуальность — это единственная «природная», нормальная, естественная, или единственная морально и социально приемлемая форма сексуальности человека. Например, в агитационных материалах проводимой ежегодно с 2003 года в Киеве акции «Любовь против гомосексуализма» говорится, что «гетеросексуальное поведение предначертано нам от рождения анатомией человеческого тела, закреплено культурными традициями и установками окружения. Универсальные представления о целостности человека и традиция семейной жизни также поддерживают гетеросексуальное поведение ввиду взаимодополняющего распределения функций между полами».[33]

В интервью газете «Комсомольская правда» Валерий Венедиктов, атаман Отдельского казачьего общества Тверской области, комментируя свое публичное заявление против концерта Бориса Моисеева в Твери осенью 2004 года, выразил убеждение, что человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией не отличается от трансвестита или транссексуала: «Его тянет переодеваться в женскую одежду. Какой нормальный мужчина будет это делать? Это человек, который для мужчины заменяет женщину. Богом определено, что мужчина создан для женщины, чтобы они могли продолжать род».[19]

Для подкрепления своей точки зрения активисты могут приводить доводы о влиянии гомосексуальности на демографические показатели,[34] хотя известно, что в тех странах Европы, где разрешены однополые браки, рождаемость от этого не снижается и не обнаружено связи между этими двумя явлениями.[35]

Активистами также распространяется убеждение, что в однополых парах не может быть детей. Однако как одинокие лесбиянки, так и лесбийские пары могут иметь и имеют детей, пользуясь донорством спермы,[36] а парам геев в некоторых странах разрешено усыновление приёмных детей-сирот.

Искажение фактов и дезинформация

Агитационные материалы, высказывания и лозунги антигомосексуальных общественно-политических мероприятий могут основываться на искаженных фактах или ложных данных. Например, бюллетень, распространенный организаторами акции «Любовь против гомосексуализма» в сентябре 2006 года в Киеве, включал в себя следующие утверждения без ссылок на какие-либо источники:[33]

  • «Активисты […] стараются скрыть тот факт, что среди гомосексуалистов очень высок процент заболеваемости СПИДом» — по данным на 2004 год, среди новых случаев заболевания ВИЧ в России передача вируса при гетеросексуальных контактах в 40 раз превышает передачу при гомосексуальных.[37]
  • «Гомосексуализм мешает многим по-настоящему талантливым людям» — большинство знаменитых и популярных творческих личностей, являющихся геями и лесбиянками, говорят о том, что в творчестве им мешала не ориентация, а её преследование со стороны общества, как, например, писателю Оскару Уайльду и математику Алану Тьюрингу, осужденным по уголовной статье за мужеложство, а также танцовщику балета Рудольфу Нуриеву, которому пришлось покинуть родину из-за преследований КГБ за его ориентацию.[38]
  • «Что делать, чтобы не допустить развития у ребенка гомосексуальной ориентации? Родителям всего-навсего нужно любить друг друга, правильно распределять роли в семье и быть хорошими папами и мамами», «Геями не рождаются, ими становятся!» — научными исследованиями конкретная причина формирования гомосексуальной идентичности не установлена. На этот процесс влияет сложная и не до конца изученная совокупность генетических, предродовых и послеродовых факторов, а популярная гипотеза о том, что причина формирования гомосексуальной идентичности заключается только в неправильном воспитании или распределении ролей родителей, не подтверждается: дети, воспитанные в однополых парах, где традиционное и стереотипное разделение родительских ролей на женские и мужские не соблюдается, не становятся гомосексуалами чаще по сравнению со сверстниками, выросшими у разнополых родителей. [39]
  • «Любовь гомосексуалиста направлена на себя», «Однополой любви не бывает!» — существование многолетних отношений в стабильных парах известных геев или лесбиянок, несмотря на гомофобию общества испытывавших друг к другу глубокую привязанность, опровергает это утверждение: певец Элтон Джон и Дэвид Фёрниш, дизайнер-модельер Том Форд и редактор журнала Vogue Ричард Бакли, танцовщики Рудольф Нуриев и Эрик Брун, певец Джордж Майкл и его партнер Кенни Госс, дизайнеры-модельеры Дольче и Габбана.[40]
  • «Избавление от гомосексуализма возможно!» — достоверность результатов научного исследования д-ра Роберта Спитцера,[41] анализировавшего возможность «преодоления» гомосексуальной ориентации с помощью репаративной терапии и установившего, что «аномально религиозные» пациенты «с высокой мотивацией» могут «обрести удовлетворительные гетеросексуальные функции», подверглась разносторонней критике коллег, а сами результаты не подтвердились в ходе дальнейших изысканий.[42] Консенсус среди большинства психотерапевтов и психологов состоит в том, что, изменению поддается сексуальное поведение, а не ориентация.

Леопольд Озолиньш, депутат Сейма Латвии от Союза «зеленых» и крестьян, в своем заявлении против гей-парада в Риге в 2006 году утверждал: [28]

  • «Гомосексуализм способствует педофильным преступлениям» — исследователи утверждают, что сексуальную ориентацию педофилов трудно каким-либо образом строго классифицировать. Как таковой ориентации взрослого человека у них не развито или она находится в зачаточном состоянии. Их влечение к детям возникает из-за «застревания» в определенной ранней стадии психосексуального развития. Тем не менее, только в 2-х из 269 случаев растления малолетних насильник являлся геем или лесбиянкой, то есть менее 1 % (Carole Jenny, 1994). Другое исследование 175 педофилов показывает: 47 % из них имели «сексуальную зацикленность на детях независимо от их пола», 40 % классифицировались как люди с «регрессивной гетеросексуальностью», 13 % — с «регрессивной бисексуальностью». Никто из испытуемых не имел исключительно гомосексуальную ориентацию (Groth&Birnbaum, 1978). Другое исследование методом плетизмографии (измерения давления крови в половых органах) фиксировало реакцию двух групп гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин на демонстрацию им эротических и нейтральных фото и аудио-материалов с участием детей, а затем сравнивались уровни возбуждения двух групп испытуемых. Было установлено, что значительной разницы между реакциями групп найти не удается (Freund, 1989). Таким образом, в работах разных исследователей и разных лет различными методами получены повторяемые результаты об отсутствии внутренней связи педофилии и гомосексуальности, что соответствует принципам научной достоверности.[43]

Критика

Олег Стеняев, проповедник, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, преподаватель Николо-Перервинской духовной семинарии священник, настаивает, что гомофобия церкви не присуща: «Церковь не испытывает никаких гомофобских чувств, вообще в Церкви нет никаких фобий. Мы готовы помогать любому человеку, но если он понимает, что ему надо помогать. […] Этим людям надо решать свои проблемы, в том числе с помощью священнослужителей, которые готовы принимать исповедь этих людей, готовы давать советы — как обрести духовную вменяемость и нравственные начала в жизни».[44]

Несмотря на многочисленные негативные публичные заявления о гомосексуальности на самом митинге в сентябре 2006 года и в агитационных материалах, лидер киевской акции «Любовь против гомосексуализма» Р. Кухарчук утверждал, что ее участники осуждают только пропаганду явления гомосексуализма, а не сам факт таких сексуальных отношений.

Психологические последствия

Пропаганда гомофобии как общественно-политическое явление имеет определенные негативные последствия для той части общества, против которой она направлена. Так, британский психотерапевт Доминик Дэйвис утверждает, что целенаправленное озвучивание негативного отношения общества к представителям ЛГБТ-сообщества приводит к формированию у них так называемой интернализированной гомофобии, то есть ненависти к своей собственной сексуальной идентичности, в результате чего у людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью наблюдаются различные клинические проявления, например, возрастающее потребление алкоголя, наркотиков и табакокурения.[31]

Анализируя долгосрочные последствия гомофобии общества канадский психолог-клиницист Дон Кларк отмечает, что «самооценка геев постепенно снижается из-за того, что каждый день общество демонстрирует нежелание признать их человеческую ценность и достоинство, заставляя их, таким образом, обратить свой гнев против самих себя. Этот процесс имеет характер нисходящей спирали и не дает возможности получения корректирующего эмоционального опыта».[45]

Российский врач-сексолог, кандидат медицинских наук М. Бейлькин резюмирует: «Агрессивность гомофобов и грубая пропаганда гетеросексизма ещё больше осложняют ситуацию. […] Речь идёт, следовательно, о невротическом развитии индивидов, начиная с самого раннего возраста». Рассуждая о методах преодоления негативных психологических последствий гомофобии для геев, он выражает убеждение в том, что «гомофобную дискриминацию и пропаганду, обрекающую геев на невротическое развитие, необходимо свести к минимуму. В рамках цивилизованного общества это достигается демократическим законодательством, общественным просвещением и хорошо продуманным школьным воспитанием».[11]

Критика

Сторонники репаративной терапии, которые вопреки общепринятому среди медицинских специалистов мнению расценивают гомосексуальность как психическое расстройство, убеждены, что причина негативных процессов в психике геев и лесбиянок (повышенная частота суицидов в подростковом возрасте, злоупотребление алкоголем и наркотиками) заключается не в гомофобии общества и не в пропаганде нездоровости подобных отношений, а в противоестественности гомосексуальности как таковой. Репаративные терапевты и антигей-активисты считают, что нужно проводить более активные кампании с разъяснением населению вредности и неприемлемости «гомосексуального образа жизни», особенно среди молодежи и в школах, с целью недопущения «вербовки в гомосексуализм» и противодействия пропаганде гомосексуализма.



Примечания

  1. Конституция РФ, Статья 29: «п. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
  2. Преступления на почве ненависти и противодействие им в России
  3. а б Haeberle, Erwin J. «Swastika, Pink Triangle and Yellow Star: The Destruction of Sexology and the Persecution of Homosexuals in Nazi Germany». Journal of Sex Research 17:3 (1981): 270-87.
  4. Micheler, Stefan «Homophobic Propaganda and the Denunciation of Same-Sex-Desiring Men under National Socialism» // Journal of the History of Sexuality — Volume 11, Number 1 and 2, January/April 2002, pp. 105—130
  5. Richard Plant, The Pink Triangle, New York: Holt, 1986, p. 206.
  6. Homosexuals: Victims of the Nazi Era
  7. а б Кон, И. С. «Из истории статьи 121»
  8. Кон, И. С. «Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви», 1998
  9. Козловский, 1986, с.154
  10. Healy, Dan. «How many victims of the antisodomy law. Homosexual Desire in Revolutionary Russia». The University of Chicago Press, 2001. ISBN 0226322343
  11. а б М. Бейлькин. «Гордиев узел сексологии. Полемические заметки об однополом влечении»
  12. а б Hate Speech Legislation in Sweden
  13. «Bill C-250 — The battle is finally over»
  14. Hate speech in Canada: Sven Robinson’s private member’s bill C-250
  15. Canadian hate speech: Reactions to bill C-250, mostly by Conservative Christians
  16. Сенат Франции утвердил закон, запрещающий гомофобную пропаганду // Gay.Ru, 24 декабря 2004 года
  17. Кон, И. С. Социологические заметки о гомофобии и способах ее преодоления
  18. Заключение на проект федерального закона № 199667-3 «О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации»
  19. а б в Зоя Глазачева. «Тверские казаки против пропаганды гомосексуализма» // газета «Комсомольская правда», 27 октября 2004
  20. Гомофобия шагает по России: Тольятти осуждает певцов-«извращенцев» // Gay.Ru, 29 сентября, 2004
  21. Ольга Улевич. «Депутат Кучинский предложил сажать гомосексуалистов» // газета «Комсомольская правда», 6 апреля, 2005
  22. Земфиру записали в голубые // газета «Коммерсант», 5 октября 2005
  23. Ирина Быстрова. «Нижегородские противники гей-эстрады: „Концерт Моисеева — дорога в Ад!“» // Комсомольская правда — Нижний Новгород, 19 мая 2006
  24. Акции протеста против проведения концертов Бориса Моисеева (ссылки)
  25. Иван Здравомыслов. «Преступление против генофонда человечества» // Московские новости, 23 июня 2006
  26. Оксана Алексеева, Андрей Козенко, Иван Буранов. «Верховный муфтий пошел против гей-парада» // газета «Коммерсант», 15 февраля 2006
  27. Николай Орлов. «Приморских верующих не спас Великий пост. От концертов Бориса Моисеева» // газета «Коммерсант», 27 марта, 2006
  28. а б Содомитам не удалось засудить Озолиньша
  29. Людмила Караваева. «Геннадий Райков: „брендовые“ депутаты должны остаться» // Вслух. Ру, 4 июля 2006
  30. Артем Алинин. «Где кончаются твои права» // «Час» (Латвия), 18 июля 2006
  31. а б Дэвис Д., Нил Ч. «Розовая психотерапия: руководство по работе с сексуальными меньшинствами», СПб: Питер, 2001, ISBN 5-318-00036-3
  32. В Киеве прошла очередная акция «Любовь против гомосексуализма» // JesusChrist.ru
  33. а б «Любовь против гомосексуализма» (текст бюллетеня общественной инициативы)
  34. Нас станет больше? // Журнал «Огонек», 4-10 июля, 2005
  35. Демография, свобода и гомосексуализм в одном флаконе // «Демоскоп Weekly», № 215 – 216, 26 сентября - 9 октября, 2005
  36. «Жизнь в розовом цвете» Елены Лацци и Марины Канторовой // Gay.Ru
  37. Существуют ли группы риска? // StopSpid.Ru
  38. Рудольф Нуриев: трагедия самого богатого танцовщика // РИА «Новости»
  39. См., например:
    • Bailey, J.M., Bobrow, D., Wolfe, M. & Mikach, S. (1995), Sexual orientation of adult sons of gay fathers, Developmental Psychology, 31, 124—129;
    • Bozett, F.W. (1987). Children of gay fathers, F.W. Bozett (Ed.), Gay and Lesbian Parents (pp. 39-57), New York: Praeger;
    • Gottman, J.S. (1991), Children of gay and lesbian parents, F.W. Bozett & M.B. Sussman, (Eds.), Homosexuality and Family Relations (pp. 177—196), New York: Harrington Park Press;
    • Golombok, S., Spencer, A., & Rutter, M. (1983), Children in lesbian and single-parent households: psychosexual and psychiatric appraisal, Journal of Child Psychology and Psychiatry, 24, 551—572;
    • Green, R. (1978), Sexual identity of 37 children raised by homosexual or transsexual parents, American Journal of Psychiatry, 135, 692—697; Huggins, S.L.
    • Wainright, Jennifer L., Russell, Stephen T. & Patterson, Charlotte J. (2004) Psychosocial Adjustment, School Outcomes, and Romantic Relationships of Adolescents With Same-Sex Parents. Child Development 75 (6), pp. 1886-1898.
  40. Стефано Бучи. «Лорена, тайная страсть госпожи Рузвельт» // InoPressa.Ru, 26 мая 2006
  41. Can Some Gay Men and Lesbians Change Their Sexual Orientation? 200 Participants Reporting a Change from Homosexual to Heterosexual Orientation (Archives of Sexual Behavior, October 2003, p.403-417) PMID 14567650
  42. Shildo, A. & Shcroeder, M., Changing Sexual Orientation: Does Counselling Work? Paper presented to the American Psychological Association, Boston MA, 1999
  43. Gregory M. Herek, Ph.D. Facts About Homosexuality and Child Molestation
  44. Олег Стеняев: «Церковь не испытывает никаких гомофобских чувств, мы готовы помогать любому человеку, если он понимает, что ему надо помогать» // Interfax-Religion.Ru
  45. Clark, D. (1987) «The New Loving Someone Gay». Berkley, CA: Celestial Arts, стр. 130. ISBN 1587612364

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home