Качество медицинской помощи

См. также статьи медицинское право, медицинское страхование, медицинская услуга


- требования, предъявляемые к процессу оказания медицинской помощи

- качество медицинской помощи (КМП)

- измерение КМП. Стандарт КМП

- метод и средства доказывания КМП при возникновении споров


К медицинской услуге, имеющей своей целью оказание медицинской помощи пациенту, российским законодательством предъявляется требование полноты осуществления сторонами договора своих обязанностей. Так, пациент должен соответствующим образом информировать персонал медицинского учреждения о состоянии своего здоровья, соблюдать все врачебные предписания и оплачивать медицинские действия согласно действующему в медицинском учреждении порядку. Персонал медицинского учреждения, в свою очередь, обязуется предоставить пациенту медицинскую помощь должного качества и объёма. Остановимся на указанном обстоятельстве.

Что означают данные требования? По-видимому, предоставляемая медицинская помощь должна быть оказана а) своевременно; б) с использованием всех ресурсов (врачебных, диагностических, лекарственных, финансовых и т. п.); в) с полным соблюдением технологии лечения для данного вида заболевания; кроме того, предполагается, что медицинская помощь достигнет желаемого результата в отношении состояния здоровья пациента, не ухудшит его, оставит пациента удовлетворённым предпринятыми действиями медицинского персонала. Весь описанный спектр свойств процесса оказания медицинской помощи закон именует качеством медицинской помощи (КМП).


Каждым субъектом РФ даётся собственное определение КМП. Так, в соответствии с действующим на территории Санкт-Петербурга порядком контроля за КМП, качеством медицинской помощи является «свойство процесса оказания медицинской помощи, характеризующее состояние следующих его существенных признаков:

- выбор и выполнение медицинских технологий;

- риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риск возникновения нового патологического процесса;

- оптимальность использования ресурсов, направляемых на эти цели;

- удовлетворенность потребителей медицинских услуг».


Итак, для градации медицинской помощи на помощь надлежащего и, соответственно, ненадлежащего качества, необходимо измерить качество отдельных его составляющих. И если этот процесс представляется достаточно реальным для измерения некоторых, как-то:

- удовлетворённость пациента (изучение обоснованности/необоснованности его претензий в зависимости от использования медицинским персоналом технологий и ресурсов)

- оптимальность использования ресурсов (изучение наличия/отсутствия и использования/неиспользования имеющихся в наличии у персонала медицинского учреждения ресурсов)

- риск заболевания (факт достижения прогнозируемого изменения состояния здоровья пациента; факт достижения непрогнозируемого результата при соблюдении всех технологий под влиянием атипичности заболевания, исключительных индивидуальных особенностей организма пациента, сопротивлении пациента лечению и проч.), -

то для измерения правильности выполнения врачом медицинских технологий лечения должно сравнивать его действия с нормами выполнения такового (стандартами диагностики, лечения и профилактики заболеваний, стандартами реабилитационных действий).

К сожалению, на настоящий момент в России не существует стандартов КМП для выполнения большинства медицинских процедур (имеющие место стандарты КМП см. [1], [2] и потому зачастую они выполняются персоналом по принятому в медицинском учреждении обыкновению, по советам коллег, по внутреннему наитию врача. Соответственно, и сравнение медицинского действия, совершённого подобным подходом, с идеальной моделью лечения представляется достаточно проблематичным. Как правило, в таких случаях о правильности выбранной врачом технологии судят эксперты – квалифицированные специалисты-врачи с многолетним стажем, получившие соответствующее разрешение. Для достижения наиболее объективной оценки КМП нередки случаи привлечения целых комиссий врачей, а также использование корпоративных стандартов КМП (стандарты, разработанные и утверждённые в медицинском учреждении, в медицинской ассоциации и др.).


При наличии спора между медицинским учреждением и пациентом о качестве оказанной медицинской помощи для разрешения дела по существу назначается экспертиза качества медицинской помощи.

Закон гласит: «Экспертиза КМП есть исследование случая оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом КМП, в задачи которого входит выявление медицинских ошибок, описание их реальных и возможных следствий, выяснение причин возникновения медицинских ошибок, оформление обоснованного заключения и составление рекомендаций по предотвращению типичных медицинских ошибок».

Рассматриваемая экспертиза может быть назначена контролирующими здравоохранение органами, страховой медицинской организацией по просьбе гражданина, самим пациентом. В случае назначения экспертизы в рамках гражданского судопроизводства экспертиза именуется судебной и назначается судьёй, по предложению сторон, как правило, в государственном органе по производству судебных экспертиз.

Экспертиза КМП проводится с помощью одной из утверждённых методик оценки КМП (сравнение со стандартами КМП, расчёт УКЛ, АТЭ КМП и др.). В некоторых субъектах РФ действуют стандарты проведения экспертизы КМП. Например, в Санкт-Петербурге всем стандартам проведения экспертизы КМП удовлетворяет АТЭ КМП (автоматизированная технология экспертизы).

АТЭ КМП представляет собой использование экспертом КМП электронной программы, разбивающей случай оказания медицинской помощи на этапы и последовательно проверяющей правильность их выполнения врачом. На настоящий момент она используется в Территориальном фонде ОМС Санкт-Петербурга, в некоторых страховых компаниях и медицинских учреждениях; однако, для подтверждения использования в качестве методики экспертизы КМП АТЭ (т.е. соответствия утверждённым в Санкт-Петербурге стандартам экспертизы КМП), Вам придётся уточнить способ проведения экспертизы КМП в экспертном отделе выбранного Вами учреждения.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home