Бхававивека


Буддийские
философы
Индии
Нагарджуна
Арьядэва
Майтрея-Натха
Асанга
Васубандху
Дигнага
Дхармакирти
Буддапалита
Бхававивека
Чандракирти
Шантидэва
Атиша


Бхававивека (санскр. bhāvaviveka, bhavya, кит. qīngbiàn 清辯, ? — 686 н. э.) — выдающийся индийский философ, буддийский монах, последователь Нагарджуны и комментатор его работ. Сформулировал позиции школы МадхъямакаСватантрика в противовес школе Прасангака и работам Буддапалиты. В дальшейшем Чандракирти в своих трудах отстаивал положения прасангики, опровергая Бхававивеку.

Бхававивека находился, по мнению некоторых исследователей, под косвенным влиянием школы Дигнаги, сформулировавшим логику йогачары. Как логик Бхававивека выделяется прежде всего своим различением двух типов отрицания — не допускающего и допускающего альтернативное утверждение. Он исследовал также соотношение двух уровней истины -"практической" (вьявахарика-сатья) и «конечной» (парамартхика-сатья), которые называются также относительной и абсолютной.

Сочинения

В соответствии с Энциклопедией Кругосвет:

Сочинения Бхававивека дошли до нас в китайских и тибетских переводах.

  • Караталаратна (Драгоценность в руке)… — резюме доктрины мадхъямаки под углом зрения Бхававивеки. Основные тезисы выражены в первых двух стихах: «Поистине, обусловленные дхармы пусты как мираж (майя), поскольку появляются вследствие условий, а необусловленные не реальны, ибо не могут быть произведены подобно небесному цветку» (перевод Ж.Мея), и далее вывод, что в результате пустотность (шуньята) вещей становится логически обоснованной, а конечная истина доступной рациональному дискурсу.
  • Мадхьямакахридая-карика (Стихи о сердцевине мадхьямики) — трактат из 930 стихов, распределенных по 11 главам. Здесь также исследуются два уровня истины, но помимо этого ведется дискуссия с брахманистскими школами: в тексте содержится, в частности, одно из самых ранних упоминаний веданты во «внешних» источниках.
  • Тарка-джвала (Пламя дискурса) — автокомментарий к предыдущей работе.
  • Праджняпрадипа (Светильник мудрости) = Мадхьямакаратнапрадипа (Светильник драгоценности мадхьямики) — полный комментарий к основному сочинению Нагарджуны. Здесь раскрываются все вышеуказанные установки философии Бхававивеки. Примером его истолкования тезисов Нагарджуны может служить комментарий к Мулямадхьямака-карике, где разъясняется первый тезис о том, что вещи не могут возникать из самих себя. Это положение преобразуется в трехчленный силлогизм, содержащий утверждение, аргумент и пример (в который могут быть включены все вещи), и каждый из этих компонентов обосновывается, как то было принято в индийской схоластике, посредством отвержения контрпозиций оппонента. Таковым выступает санкхьяик, учение которого о предсуществовании следствия в причине трактуется буддистом именно как возможность возникновения вещи из самой себя. В тексте делается попытка опровергнуть и учения вайшешики и   ньяи об Атмане.


Спор с Буддапалитой

См. подробно Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота.

Обращаясь к сторонникам Буддапалиты, Бхававивека говорил: «Возьмем змею и веревку. Если вы назовете эту веревку змеей, ужалит ли она вас? Нет. Почему? Потому что у веревки нет собственных характеристик змеи. Но змея обладает собственными характеристиками змеи. Поэтому если вы назовете змею змеей, она будет выполнять функции змеи. Если же, как вы утверждаете, все существует только номинально, следовательно, можно называть что угодно как угодно. Тогда вы назовете сансару нирваной, и сансара превратится в нирвану».



Философские направления буддизма
Вайбхашика | Саутрантика | Мадхъямака | Прасангака | Сватантрика | Йогачара | Татхагатагарбха
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home