Киберпанк

Киберпа́нк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — дрянь, отребье) — жанр научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса. Иногда киберпанками называют ироничных пользователей сети Интернет, а также хакеров. Термин киберпанк придуман и введён в употребление писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ.

Киберпанк, как жанр твердой фантастики, был фактически основан в начале 80-х годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984, иногда упоминается как «Нейромантик») Уильям Гибсон признаётся литературным лидером жанра.

Киберпанк появился в значительной степени в противовес так называемой «гуманистической фантастике». Это связано с тем, что к началу 80-х годов произошли крупные изменения в области информационной техники и биотехнологий, которые не могли быть осмыслены ветеранами научно-фантастического жанра. Киберпанк был нацелен на ближайшее будущее и требовал от читателя хорошей осведомленности в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.

К киберпанку, как к литературно-коммерческому проекту, обратилось немало одаренных и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.

В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковых произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей объясняется их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической утопией (как в произведениях стимпанка) или антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.

Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и «Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. Ныне меньшее распространение имеют такие ответвления жанра как кибертрэш и нанопанк. Под последним подразумеваются произведения литературы и живописи, посвящённые социальным аспектам применения нанотехнологий. В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»). Показываются перспективы и опасности, связанные с применением программируемых молекулярных устройств—нанороботов и т. н. сборщиков материи, занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов.

Содержание

Типичные элементы мира киберпанка

Наиболее известные писатели жанра

Произведения жанра

Романы

приведены оригинальные названия

Сборники рассказов

приведены оригинальные названия

Русский киберпанк

В русской литературе в начале 1990-х годов также появилось направление, которое можно назвать «русским киберпанком». К наиболее ранним киберпанковским произведениям можно отнести повесть А. Тюрина и А. Щеголева «Сеть» и роман А. Тюрина «Каменный век», изданные в 1992 году. В этих текстах читатель встречается со сложными концепциями взаимодействия человека и компьютерной сети, с машинно-человеческими интерфейсами, органическими и неорганическими киберимплантантами, с цифровыми «двойниками» реальных объектов, с вмешательством компьютерных систем в государственное управление. В более поздних произведениях А. Тюрина («Боятся ли компьютеры адского пламени», 1998, «Киберозойская эра», 2003 и «Судьба Кощея в киберозойскую эру») заметны элементы нанопанка. Роман Мерси Шелли «Паутина» можно назвать произведением о машинных интерфейсах человеко-человеческого общения. В последнее время в печати появились произведения ряда молодых авторов, относящих свои произведения к жанру киберпанк, напр. Игоря Шапошникова «Кремниевое небо».

Фильмы с элементами киберпанка

Телесериалы

Комиксы

  • «Детлок-уничтожитель» (Рич Баклер, Даг Мунк, англ. Deathlok the Demolisher)
  • «Акира» (Кацуcиро Отомо, англ. Akira)
  • «Боевой ангел Алита» (Юкито Киcиро, англ. Battle Angel Alita)
  • «BLAME!» (Цутому Нихей, англ. BLAME!)
  • «Призрак в доспехах» (Масамуне Cиро, англ. Ghost in the Shell)
  • «Трансметрополитен» (Уоррен Эллис, англ. Transmetropolitan)
  • «Ронин» (Фрэнк Миллер, англ. Ronin)
  • «Судьба клинка» (Крис Саррацини, англ. Fate of the Blade)

Игры

приведены оригинальные названия

Компьютерные игры и видеоигры

  • Anarchy Online
  • Beneath a Steel Sky
  • Blade Runner
  • Bloodnet
  • Burn: Cycle
  • Chaser
  • Dot Hack
  • Deus Ex
    • Deus Ex: Invisible War
  • Digital Burn
  • DreamWeb
  • Enter the Matrix
  • Flashback: The Quest for Identity
  • Final Fantasy VII
  • Hell: A Cyberpunk Thriller
  • The Longest Journey (только Старк)
  • Metal Gear
    • Metal Gear Solid
    • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty
    • Metal Gear Solid 3: Snake Eater
  • Minority Report: Everybody Runs
  • The Moment of Silence
  • Neocron
  • Neuromancer
  • Oni
  • Red Faction
    • Red Faction 2
  • Restricted Area
  • Shadowrun
  • Syndicate
    • Syndicate Wars
  • System Shock
    • System Shock 2
  • Snatcher
  • Torg
  • Total Recall
  • Two Crude Dudes
  • Uplink
  • Власть закона
  • Код доступа: Рай

Настольные игры

  • Cyberpunk 2020
  • Cyberspace
  • d20 Cyberpunk
  • GURPS Cyberpunk
  • Shadowrun

Литература о киберпанке

  • Атакуя мастерскую реальности (англ. Storming the Reality Studio, Ларри МакКаффери, 1991)
  • Наступление хакеров: закон и беспорядок на электронном рубеже (англ. The Hacker Crackdown : Law and Disorder on the Electronic Frontier, Брюс Стерлинг, 1992)
  • Киберпанк: преступники и хакеры на компьютерном фронте (англ. Cyberpunk : Outlaws and Hackers on the Computer Frontier, Кэти Хафнер, Джон Маркофф, 1995)
  • В начале… была командная строка (англ. In The Beginning… Was The Command Line, Нил Стефенсон, 1999)
  • Киберпанк и киберкультура (англ. Cyberpunk and Cyberculture, Дэни Каваллеро, 2000)

Цитаты

  • Киберпанк был странным явлением, несмотря на простоту его основных принципов. (Брюс Стерлинг)
  • В мире еще никогда не было так много движущихся частиц и так мало этикеток для них (Уильям Гибсон)

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home