Трип-хоп

Трип-хоп (англ. trip hop) — стиль музыки, возникший в начале 1990-х годов в Великобритании и добившийся значительной популярности и коммерческого успеха. Возник как смесь экспериментального хип-хопа, джаза, даба, рока, соула и некоторых других элементов, продвигаемая в те годы прежде всего группами «Massive Attack» и «Portishead» из Бристоля. Oтсюда пepвoнoчальнoe нaзвaниe cтиля — бристольcкaя вoлнa или бристольский саунд. Термин трип-хоп впервые был использован в британском музыкальном журнале Mixmag.

Трип-хоп активно совмещает записанные вживую инструменты с засэмплированными. По звучанию для него обычно характерны: довольно медленный темп, приглушённо звучащий брейкбит, отчётливые бас-партии, тяготение к звукам, взятым со старых пластинок (джазовых, соул, эстрадных), общая мрачная депрессивная окрашенность, некоторая отрешённость вокальных партий. Иногда в качестве вокала используется рэп, произносимый приглушённым голосом или даже шёпотом. Современные исполнители зачастую используют элементы трип-хопа в сочетании с различными стилями: синти-поп (Goldfrapp, Jay-Jay Johanson, I AM X), альтернативный рок (Garbage, Curve, Tapping The Vein), electronic body music [EBM] (Ego Likeness, Crystalline Effect), индастриал (Collide, Unwoman), дрим-поп [dream pop] (Violet Indiana, Rya, Hungry Lucy).

Содержание

Некоторые артисты

Современные исполнители

Характерные альбомы

Futuristic Trip-hop

Вытекшее из трип-хопа направление, характерное "декламативностью" вокала. Характерные представители: Recoil (Создатель проекта - Алан Уайлдер, ушедший из Depeche Mode), Golden Palominos.

Dark trip-wave или Gothic Trip-Hop. Существует ли он?

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

1. Предыстория Несмотря на активное противодействие музыкантов т.н. «бристольской волны» ярлыку, который стал известен благодаря усилиям прессы «трип-хоп», это название закрепилось за ними. Также, историю трип-хопа можно начинать как от ритмов регги (откуда пришла знаменитая «ямайская синкопа») и даба, так и от более древней ритуальной (tribal) музыки Востока. Из более современных стоит отметить Nico, в сольных работах которой проявлялись прото-трипховые (равно, как и протоэтериальные черты), но точку отсчета надо начинать с первого альбома Cocteau Twins, вокалистка которых Elizabet Fraser стала по сути дела, крестной матерью трип-хопа, а ее вокал – украшением классических композиций жанра в работах Massive Attack, равно как и участие ее во многих проектах, так или иначе относимых позднее к трип-хопу или смежных с ним жанрам. Именно наработки Cocteau Twins легли в основу работ Switchblade Symphony, Curve, My Scarlet Life, The Machine In The Garden, Collection D’Arnell-Andrea и многих других коллективов, относимых к т.н. «этериальному року» (ethereal rock), равно как и позднее, элементы работ коллективов бристольской волны, о чем достаточно точно заметил А.Горохов в своей книге «Музпросвет» о трипхопизации Америки, поскольку большая часть коллективов, работающих в этом жанре, именно из этой страны. Также вполне закономерен факт того, что позднее произошло слияние shoegazing, dream pop (на которые, как известно, оказали существенное влияние Cocteau Twins и коллективы с лейбла 4AD) и trip-hop, в различной степени пересекавшихся и заимствовавших друг у друга различные элементы и стилистические приемы. Предшествовавшая 90-м эпоха нью-вейва также наложила отпечаток на трип-хоп, и многие музыканты очень часто признавались в своих симпатиях пост-панку (post punk) и нью-вейву (new wave), которые они слушали и которые повлияли на их собственное творчество. Но не стоит забывать, что несмотря на наличие схожих элементов, трип-хоп появился именно в начале 90-х, хотя схожие с ним композиции можно обнаружить у Cure, Siouxsie and the Banshees, The Sisters of Mercy, Cocteau Twins, Depeche Mode и многих других, что обуславливается в первую очередь влиянием dub'а на первые post punk /goth rock коллективы, именно бристольские коллективы вывели стиль на всеобщее обозрение. К тому же, несмотря на увлечение музыкой «новой волны», панком и пост-панком, основные элементы ритмики берут начало в регги и зародившемся позже хип-хопе, подведшими своеобразный итог и уравняв казалось бы несовместимые на первый взгляд элементы. Пост-трип-хоповая фаза – стиль пустился в свободное плавание, его элементы проникли повсюду и смешались со многими поздними веяниями и на данный момент практически любой элемент любого стиля может быть использован при создании трип-хоповой музыки, хотя по-прежнему замедленный ритм, синкопированный бит, тяготение к высоким женским вокалам, эхо-эффекты, скретчи, вместе с использование смычковых струнных (скрипок, виолончелей) и клавишных (фортепьяно) и мрачной атмосферой (здесь уместно вспомнить девиз "Glad to be sad" лейбла Melankolic, где издавались классики стиля Massive Attack). Первыми на его пути оказался ethereal и dream pop, во многих современных модификациях использующий характерные приемы трип-хопа. Одним из таких коллективов стали Halou, чьи треки выходили еще на компиляциях Hyperium, и представляющие в своем роде переходный вариант, но не стоит и забывать о том, что в их творчестве в равных пропорциях смешались, ethereal, trip-hop и synth-pop, на основе наработок все тех же Cocteau Twins.

Группы-наследники Cocteau Twins, по своей сути не все использовали трип-хоп (как, например Switchblade Symphony) в своих работах, но, исходя из характерных особенностей их звукопостроений, можно выделить следующую группу: Halou, Switchblade Symphony, The Machine in the Garden, Clair Voyant, My Scarlet Life, Jute, отчасти Curve, Garbage, The Breath of Life, Autumn, Collection D’Arnell-Andrea и многие другие.

2. Dark trip wave Информации об этом термине очень мало и неясно, где именно впервые он был применен и что именно подразумевалось под ним (по одной из версий, автором его является кто-то из обозревателей западных gothic журналов). Единственное наиболее частое упоминание его можно найти при описании группы Whispers In The Shadow, игравших на самом деле среднетемповый готик-рок. Также известно, что применялся он как к работам Hungry Lucy, Collide и Switchblade Symphony, разноплановым по звучанию, так и Somnabul (исполнявших классический вариант трип-хопа), но принимавших участие в фестивалях «темной сцены» в Германии. Кроме того, выпущенный на компиляции "Edge Of The Night - Russian Gothic Compilation" (2000) трек курганского проекта Девушкин Сон (Damsel's Dream) позиционируемый именно как dark trip wave, также как и творчество всей группы в целом. Исходя из названия, можно предположить слияние darkwave и trip-hop, но ни одну из перечисленных групп нельзя назвать в полной мере darkwave-группой. В основе работ Hungry Lucy первоначально был synth-pop, позднее они ушли в различные эксперименты с электроникой и поп музыкой; Collide первоначально отталкивались от industrial, хотя влияние Curve весьма ощутимо в их работах, позже добавились break beat и даже alternative metal; Switchblade Symphony – типичный пост-Сocteau Twins коллектив, расширивший с помощью трип-хопа свое звучание и получивший за альбом "Bread And Jam For Frances" в 1997 году негативную оценку со стороны ортодоксальной goth-аудитории, хотя он по своей сути явился самым ярким примером совмещения стилей. Помимо них этот термин применялся к работам Unwoman – экспериментам с множеством стилей, таких как darkwave, electroclash, noise, break-core пересекались с трип-хопом и виолончельно-фортепьянными партиями; а также Rya – представляющих собой более мрачный и танцевальный вариант творчества Bjork. Наиболее близкое к пониманию данного термина в буквальном смысле звучание можно отметить на последних альбомах классиков немецкого darkwave Endraum, экспериментировавших с трип-хопом, добавляя его элементы, но полностью не переходившие к нему, сохраняя собственную меланхоличную стилистику. Есть также упоминания о том, что последние работы The Shroud, в которых они смешивали готик-рок с трип-хопом, тоже относятся к dark trip wave. Но ввиду вышеперечисленных особенностей групп, вряд ли можно говорить о стиле или жанре, скорее речь идет о некоем ярлыке, удобном для прессы, когда речь заходит о коллективах, принадлежность которых к dark scene или известность ее слушателям, экспериментирующих с трип-хопом или имеющих схожий ритмический рисунок с ним. Так что вопрос о существовании жанра вряд ли корректен.

3. Терминология. Если обратить внимание на то, как позиционируют себя коллективы (или лейблы, выпускающие их диски), то можно заметить следующее. Чаще всего всплывает термин «dark trip-hop» (применялся к альбому Рады & Терновник «Любовь Моя Печаль» на лейбле Prikosnovenie). Под это определение попадает творчество еще одного коллектива – Sunday Munich, с которым и сравнивали альбом Рады & Терновника, по поводу которого существует также несколько мнений: одни считают их своеобразным gothic pop music, другие – просто мрачным трип-хопом. Однако, несмотря на то, что виолончелист коллектива до этого участвовал в проекте The Changelings, творчество их вполне можно расценивать как современный вариант Portishead, хотя западные goth-сообщества очень любят их творчество, также как, например, Curve, в среде которых этот проект также известен и почитаем при том, что сами участники коллектива всегда утверждали, что просто играют мрачную музыку. Новая инкарнация Sunday Munich, активизировавшаяся в 2006 году,- Saltillo, сразу же после выхода дебютного альбома "Ganglion" стала объектом внимания со стороны goth community. Также, под это определение вполне подходит венский проект Sin (ранее в нем участвовал известный музыкант Richard Dorfmeister (Tosca, Kruder & Dorfmeister), играющий довольно мрачный и неординарный трип-хоп с необычным андрогинным вокалом Mona Moore. Реже встречается термин «goth-hop» - упоминание о нем можно встретить в буклете к альбому Switchblade Symphony «Sweet, Little Witches» и применительно к творчеству Glampire в различных веб-зинах. Hungry Lucy примерно после выхода своего второго альбома начали позиционировать свое творчество как «intoxicating trip-pop music», а Чен Блейк, известный как The Hungry Ghost определяет стиль своей музыки как «romantic darkwave trip-hop». Похожим термином было охарактеризовано творчество коллектива Little Tin Box, балансирующего на грани trip-hop, pop и darkwave. Стилистику вышедшего в 2004 году альбома группы Theodor Bastard "Пустота" также называли "готическим трип-хопом". В общую сумятицу внесли свой вклад музыканты D’Arcadia, назвавшие стиль своей последней работы «folk wave», в которой присутствуют элементы трип-хопа, но в незначительном количестве; и московский дуэт Bleeding Nature – их «dream wave» имеет больший уклон в сторону электронного даба, хотя попадаются и вполне трип-хоповые элементы, а в похожей стилистике выполнен дебютный альбом немецкого коллектива Schattenkinder, выпущенный лейблом Dark Wings, характерной особенностью релизов которого можно отметить достаточно частое использование трип-хоповых элементов.

4. Классификация. Сложно подобрать достаточно четкие рамки для того, чтобы хоть как-то выделить отдельные ветви, поскольку многообразие стилистики не позволяет это сделать, но можно, отталкиваясь от ключевых фигур, провести некоторые параллели. Например, по схожему звучанию с Cocteau Twins и по влиянию их работ – отчасти Halou, Switchblade Symphony, The Machine in the Garden, Clair Voyant, My Scarlet Life, Jute, Curve, Garbage, The Breath of Life, Autumn, Collection D’Arnell-Andrea, Trance To The Sun, Violet Indiana.

По экспериментам с различными стилями – Unwoman, Patrick Wolf, Pzycho Bitch, Drunk With Joy

Постиндустриальная сцена – Collide, Ego Likeness, Crystalline Effect, Project 12:01, Swarf, Tapping The Vein, Trigger10d, Unwoman

Стоящие близко к этериальному жанру – Love Spirals Downwards, Halou, Bed Of Roses, Chandeen, Violet Indiana, отчасти Endraum, Schattenkinder.

Но это приблизительная классификация – например, сольный проект участницы Queen Adreena и Medieval Babes – Maple Bee или голландский дуэт Drunk With Joy сочетают в себе едва ли не весь спектр перечисленных рамок, отчего трудно их четко классифицировать согласно изложенным выше критериям.

Отечественный Трип-Хоп

Представители:

  • Британия_(группа) [1]
  • Блэк (Бесконечная Пустота, 2004) [2][3]
  • Весна на улице Карла Юхана [4]
  • Даша Велико [5] трип-поп проект
  • Девушкин Сон [6] [7] - новый сайт
  • Джейран (JRun) [8]
  • Джул [9]
  • Лена Кауfман [10]
  • Лина Милович [11] Поп-музыка с элементами трип-хопа, встречается такое определение стиля исполнительницы, как трип-поп.
  • Лорд Юлия (Танец Душ, 1999) [12]
  • Окна [13]
  • Рада & Терновник (Любовь Моя Печаль, 1999) [14]
  • Розовые очки от ferre (Мы могли бы и на додже поехать, 2006) [15]
  • Неба Жители (Sky Residents) [16], [17]
  • Соним [18]
  • Стук бамбука в 11 часов [19]
  • Cherryvata [20]
  • Dasha & Vorse [21]
  • Dreamlin [22]
  • Electronic WOOD [23]
  • Iva [24]
  • Jermook (Have a nice Trip! 2006) [25] [26]
  • Laska Omnia [27] [28]
  • Lюк [29]
  • OLEGY (Her Favourite Flavour, 2006) [30] [31]
  • Postcolor [32]
  • Rekevin [33]
  • Saimon (Sny Rodiona, 2005) [34][35]
  • Spinefish [36]
  • Sur/Faces [37][38]
  • Theodor Bastard [39]
  • VFSix [40]
  • Фактично Cami [41], [42]
  • Михаил Беляев [43]
  • Я Dьшу [44] [45]
  • FearSense Humanizer [46]

Интернет-сайты и сообщества

Российское трип-хоп сообщество [47]

Зарубежное трип-хоп сообщество [48]

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home