Авраам

Авраа́м (Аврам, Абрам) — ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа, род. в г. Ур, в северной Месопотамии в 2040 до н. э. Его отца звали Фарра, (евр.: Терах, арабск. Азар). Имя матери Авраама в св. Писании не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91 а) — Аматлея, вероятно Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого мира, стал проповедовать единого Бога. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, Авраам, на 75-м году жизни, оставлил родину и переправился через Евфрат на территорию Ханаана. От этого пошло его прозвище Авраам га-иври («прибывший с той стороны реки»), откуда и пошло слово еврей. С Авраамом переселились его жена Сара и племянник Лот. Они долго кочевали они на юге Ханаана, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян, и Авааму в обеих странах угрожала одинаковая опасность лишиться жены, которая была взята в царский гарем.

Вернувшись из Египта, Авраам отделился от Лота, по причине ссоры, возникшей между их пастухами; Авраам поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. Родственной связи однако ж Авраам с своим племянником не разорвал и когда на Содом напали неприятели, разграбили и увезли в плен жителей, в том числе и Лота, то Авраам, узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов, числом 318 человек (Бытие 14,14), погнался за грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и других содомлян с их добром, причём выказал величайшее бескорыстие, отказавшись взять что-либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю добычу. — Брак А. с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у А. был сын Измаил. Лишь на старости, когда Саре было 90, а А. 100 лет, у них родился сын Исаак, который и должен был быть прямым наследником А. и продолжать род евр. племени. Союз об этом Бог заключил с А. ещё до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания, причём имя его Аврам было удлинено в Авраам.

Чтобы испытать силу веры А., к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. Авраам, не колеблясь, повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занёс уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг А. служит у евреев бесконечной темой воспоминаний в их молитвах, а в прежние века изображение жертвования Исаака было и в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников. — Вскоре после события с Исааком умерла Сара, 127 лет. Авраам женился вторично на Кетуру, с которой прижил ещё 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама, как «отца множества племён». — Авраам умер 175 л. от роду (в 1865]] г. до Р. X.) и был погребён сыновьями его Исааком и Измаилом в Хевроне, в пещере Махпелу, купленной им при смерти Сары в качестве семейной усыпальницы. Мусульмане построили над этою пещерою мечеть и оберегают её, как одну из величайших святынь.

Явление Аврааму Бога в образе трёх путников (Бытие XVIII) рассматривается Православной церковью как символ троичного Божества, что и отразилось на иконах Троицы.

Многое из передаваемого об А. в библейском рассказе может быть легендарным и неисторическим, но великий образ этого патриарх имел всегда, как в Ветхом так и в Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у отцов христиан. церкви сохранились об А. разные предания. По этим преданиям Авраам занимался естественными науками, знал астрономию, химию и др. знания, которые он унаследовал на своей родине от Халдеев и впоследствии распространял среди Финикиян и даже Египтян (Phil. opp. II, 13; Ioseph Flav. Antt. l, 8, 2). Некоторые считают А. изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. I, 3); другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35); евр. источники (Козари р. Иегуда Галеви, 4, 25) приписывают ему книгу Иециру (космогония).

Мусульмане утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание. См. подробности о всех легендах об А. в книге Беера «Leben Abrahams». Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отожествляют А. с Брамою, другие с Зороастром, ещё другие, наподобие древнего Филона Александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлечённых понятий. См. Бернштейна «Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob» (Берлин, 1871). Критически-историческое освещение преданий об А. у А. Гейгера «Urschrift etc» (Бресл., 1857) и Гицига «Geschichte des Volks Israel» (Лейпциг, 1869).

Генеалогия по от Адама до Давида по Торе или Ветхому Завету
от Адама до Сима: Адам Сиф Енос Каинан Мелелеил Иаред Енох Мафусал Ламех Ной Сим
от Арфаксада до Иакова: Арфаксад Сала Евер Фалек Рагав Серух Нахор Фарра Авраам Исаак Иаков
от Иуды до Давида: Иуда Фарес Есром Арам Аминадав Наассон Салмон Вооз Овид Иессей Давид

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home