Ларионова, Ольга Николаевна

Ларионова, Ольга Николаевна (род. 1935) — советская, русская писательница, одна из ярких фигур отечественной научной фантастики 1960-80-х годов.

Содержание

Биография

Вся жизнь Ольги Ларионовой тесно связана с Ленинградом (Санкт-Петербургом): здесь она родилась, училась, окончила физический факультет ЛГУ (по образованию — физик), некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, а в 1967 г. окончательно и бесповоротно стала профессиональным писателем.

Ее литературный дебют состоялся в 1964 г. рассказом «Киска», а вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости. Подобный оборот достаточно характерен для творческой манеры Ольги Ларионовой: писательница любит строить свои произведения по принципу опредмеченного парадокса.

С 1966 по 1968 г. Ольга Ларионова активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвел сборник «Остров мужества» (1971 г.) Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики: ее мало издавали, подвергали жесткой цензуре; поэтому неудивительно, что писательнице, вплоть до начала восьмидесятых, удавалось «пробиться» только в журналы. И все же в 1981 г. Ольга Ларионова сумела выпустить второй авторский сборник «Сказка королей» в Лениздате. Через два года за ним последовало московское «молодогвардейское» издание — «Знаки Зодиака».

В 1985 г. Ольга Ларионова опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием «Соната моря», а в 1987 г. за это произведение ей была вручена премия «Аэлита», присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная на сей раз как «Лабиринт для троглодитов», увидела свет в 1991 г. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник «Формула контакта».

Вскоре после «Сонаты моря», в 1988 г. Ларионова начала писать стилизованную «космическую оперу» — повесть «Чакра Кентавра». Задумывалась она как литературная шутка, своеобразная пародия; получилось же произведение цельное, многозначное, философски насыщенное. Повесть вызвала восторг читателей, открытый конец давал возможность продолжения, и все же оно появилось по разным причинам только в 1996 г. «Чакра Кентавра» и «Делла-Уэлла», объединенные, образовали роман и получили название «Венценосный Крэг».

Творчество Ларионовой практически не подвержено веяниям литературной моды: предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои ее произведений — легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Причем, автор много пишет о любви, ее многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: «Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать все — злодеяние, глупость, кощунство?..» («Картель»). Любят герои Ларионовой иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда — скрытно и, на первый взгляд, буднично, но всегда это чувство оказывается той «лакмусовой бумажкой», которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.

В фантастике Ларионовой активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: «Любое дело без женщин — обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика…» («Сказка королей»). Женские персонажи ее произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью — именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.

Авторской манере Ольги Ларионовой свойственно сочетание возвышенного и подчеркнуто приземленного, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям «расслабиться», настроившись на определенный лад: «Приснись на новом месте жених невесте… Приснился птеродактиль» («Соната моря»).

Фантастику Ларионовой можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с «научно-фантастической» «надстройкой». Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей «по мотивам картин Чурлениса». Сама писательница склонна иронизировать по этому поводу: «Ольга Николаевна, да что вы? У вас же типичная сайнс фикшн, какие тут к черту ангелы? Ах, да не придирайтесь, пожалуйста, ангел тут никакой роли не играет, просто мне нужен некто всеведущий, но отнюдь не всемогущий — взгляд со стороны. Так что оставьте его в покое — пусть поглядит» («Лгать до рассвета»).

Награды и премиии

  • «Аэлита», 1987 — за повесть «Соната моря» (1985)
  • Странник, 2001 // Паладин фантастики

Библиография

Серии

Венценосный крэг

  1. Чакра Кентавра [= Звездочка-во-лбу] (1988)
  2. Делла-Уэлла (1996)
  3. Евангелие от Крэга (1998)
  4. Лунный нетопырь (2005)

Лабиринт для троглодитов

  1. Соната моря (1985)
  2. Клетчатый тапир (1989)
  3. Лабиринт для троглодитов (1991)

Знаки зодиака

  1. Сказка королей (1976)
  2. Солнце входит в знак Близнецов [= Страницы альбома] (1979)
  3. Соната ужа (1979)
  4. Солнце входит в знак Девы (1981)
  5. Солнце входит в знак Водолея (1981)
  6. Соната звезд. Аллегро (1981)
  7. Соната звезд. Анданте (1981)
  8. Сотворение миров (1983)
  9. Перун (1990)

Отдельные романы

  • Леопард с вершины Килиманджаро (1965)

Повести и рассказы

  • Вахта «Арамиса» (1966)
  • Вернись за своим Стором [= Перебежчик] (1967)
  • Выбор (1979)
  • Где королевская охота (1977)
  • Двойная фамилия (1972)
  • Делла-Уэлла (1996)
  • Декапарсек [ТиН,3] (1982)
  • Дотянуть до океана (1977)
  • Картель (1981)
  • Киска (1964)
  • Клетчатый тапир (1989)
  • Кольцо Фэрнсуотов (1976)
  • Короткий деловой визит (1990)
  • Лабиринт для троглодитов (1991)
  • Лгать до полуночи (1991)
  • Летающие кочевники (1968)
  • Ломаный грошъ (1986)
  • На этом самом месте (1967)
  • Не кричи: люди! (2001)
  • Ненастоящему (1981)
  • Обвинение (1969)
  • Остров мужества (1968)
  • Перун (1990)
  • Планета туманов (1967)
  • Планета, которая ничего не может дать (1967)
  • Подсадная утка (1976)
  • Поздравление (1979)
  • Пока ты работала [= Ромашка] (1965)
  • Развод по-марсиански (1967)
  • Сказка королей (1976)
  • Солнце входит в знак Близнецов [= Страницы альбома] (1979)
  • Солнце входит в знак Водолея (1981)
  • Солнце входит в знак Девы (1981)
  • Сон в летний день (1988)
  • Соната звезд. Аллегро (1981)
  • Соната звезд. Анданте (1981)
  • Соната моря (1985)
  • Соната ужа (1979)
  • Сотворение миров (1983)
  • Утеряно в будущем (1966)
  • У моря, где край земли (1968)
  • Формула контакта [= Сказание о Райгардасе] (1991)
  • «Щелкунчик» (1978)
  • Чакра Кентавра [= Звездочка-во-лбу] (1988)
  • Черная вода у лесопилки (1976)
  • Эта чертова метелка (1969)

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home