Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицыхристианский праздник православной и католической церкви, в православии относится к числу двунадесятых. Празднуется 8 сентября (21 сентября нов. ст.). Установлен в память Рождества Пресвятой Богородицы.

Содержание

Событие праздника

Рождение Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа не было событием случайным и обычным, поскольку ей была отведена важная роль в осуществлении божественного плана спасения человечества. О её рождении еще задолго до этого события содержится много предуказаний и в ветхозаветных пророчествах и в ветхозаветных прообразах.

В Новом завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Основным источником сведений о ней служит древнее предание, записанное во II—III веке в так называемых «Протоевангелии Иакова», «Псевдоевангелии Матфея» и других апокрифических источниках. По церковному преданию родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна и жили они в маленьком галилейском городе Назарете (ныне город на севере Израиля).

Иоаким происходил из колена Иудова, родоначальником его был царь Давид, а Анна была младшая дочь священника Матфана из первосвященнического рода Аарона.

В продолжение пятидесятилетней супружеской жизни Иоаким и Анна не имели детей. Для праведных родителей Пресвятой Богородицы это было постоянным источником горя и скорби, поскольку у евреев безчадство считалось большим несчастьем и наказанием Божиим, рождение же ребенка, наоборот, избавляло от всеобщего позора, и на многочисленное потомство смотрели, как на великое счастье и благословение Божие. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия, и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного царства мессианского. Праведные Иоаким и Анна, конечно, более других ждавшие пришествия Мессии, подверглись нелегкому испытанию безчадства, которое глубокой скорбью терзало сердца праведников в течение долгих пятидесяти лет. Однако эта скорбь ещё более очищала их души, а продолжительное бесплодие еще более подготавливало их стать достойными родителями Пресвятой Богородицы, потому что само рождение её делалось не обычным явлением природы, а великим чудом милости и всемогущества Бога, побеждающего законы природы и разрешающего узы бесплодия. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары Иоакима. Горечь обиды и незаслуженного оскорбления была усилена для праведника тем, что и со стороны окружающих он не только не встретил сочувствия, но и услышал упрек одного из своих соплеменников по имени Рувим, который презрительно сказал, что Иоаким не достоин приносить дары Богу, так как у него нет детей.

Иоаким после посещения храма не возвратился в свой дом, а удалился в пустыню к своим стадам, где поставил палатку и провел сорок дней в строгом посте и молитве. Когда так скорбел, плакал и молился праведный Иоаким в пустыне, праведная Анна предавалась скорби, горько плакала и молилась дома в саду. Во время ее молитвы предстал пред ней Ангел Господень и возвестил ей радостную весть о том, что родит она дочь и имя ей будет Мария. Ангел Божий с такой же благой вестью явился и св. Иоакиму в пустыне.

В Иерусалиме Анна встретилась с мужем, и они пересказали друг другу, что Бог через Ангела обещал им рождение дочери. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно через год, 8 сентября, родилась у них дочь. Они назвали ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «Госпожа и надежда».

История праздника

Праздник Рождества Божьей Матери относится к очень древним Богородичным праздникам, хотя нельзя точно определить время, когда он появился.

Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V в. на востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.), а на западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-426 гг.). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нем также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин. Палестинское предание гласит, что св. Елена, построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

С самого возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы должны были появляться в честь него и церковные песни. Но в нынешней службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни этого периода. В VI в. Преподобный Роман Сладкопевец составил тропарь празднику, который поется церковью до настоящего времени. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: св. Андрея Критского (VII в.) — второй канон, св. Иоанна Дамаскина (VIII в.) — первый канон, Германа, патриарха Константинопольского (VIII в.) — стихиры на стиховне, Анатолия епископа Солунского (?) (IX в.) — некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (IX в.) — стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и стиховне, Иосифа Песнописца (IX в.) — канон на предпразднство. Произведения песнописцев Императорa Льва VI, Георгия епископа Никомидийского были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Официальное введение этого праздника в византийском царстве приписывают царю Маврикию.

Литература

  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. Спб, изд. П. П. Сойкина, 1900.
  • Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. М, 1904,
  • Скабалланович М. Христианские праздники. Рождество пресвятой Богородицы. Киев, 1915.

См. также


Двунадесятые праздники

Рождество Пресвятой Богородицы | Воздвижение Креста Господня | Введение во храм Пресвятой Богородицы | Рождество Христово | Крещение Господне | Сретение Господне | Благовещение Пресвятой Богородицы | Вход Господень в Иерусалим | Вознесение Господне | День Святой Троицы | Преображение Господне | Успение Богородицы

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home