Муха, Альфонс Мариа

Альфо́нс Мари́я Му́ха (чешск.  Alphonse Maria Mucha; 24 июля 186014 июля 1939) — чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист.

«Абсолютное отсутствие таланта» — такой безнадёжный ответ получил Альфонс Мария Муха от профессора Льготы, когда пытался первый раз поступить в Пражскую Академию изящных искусств. Вряд ли в тот момент и сам юноша, и уважаемый профессор могли представить, каким огромным успехом во всем мире будут пользоваться выставки Мухи…

Содержание

Биография

Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в старинном городке Иванчичи, в Моравии.
Возможность стать профессиональным художником появилась у Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой.
В возрасте 11 лет Альфонс поступает в Славянскую гимназию в Брно, но не оканчивает её. Следующей неудачей стала попытка поступить в Пражскую Академию изящных искусств в 1877 г.

1885 — поступает в Мюнхенскую Академию художеств, записывается сразу на третий курс.

1887 — отправляется завершать свое образование в Париж. Здесь он сначала записывается в художественное училище Жульен, затем переходит в художественное училище Коларосси.
В первые годы своего пребывания в Париже исполняет небольшие заказы на оформление журналов, книг, образцов прикладной графики — меню, пригласительных билетов и визитных карточек.
Свое первое предложение сделать плакат Муха получает в парижской мастерской Лемерсье, где в то время работает с печатниками над оттисками с рисунков своего приятеля.

1891 — Муха устанавливает серьезные контакты с издателем Арманом Коллином; вместе со знаменитым Рошгроссе иллюстрирует «Историю Германии» видного историка Зейгнобоса.

1894 — в Париже основано Народное общество изящных искусств. Альфонс со свойственным ему энтузиазмом принимает участие в организации практических занятий для молодых художников.

1 января 1895 — достигает первого успеха, выполнив литографию афиши к спектаклю «Жисмонда» Сары Бернар и Театра Ренессанс.
Это был прорыв, поворотный момент в карьере Альфонса Мухи. С ним был заключён шестилетний контракт.
Он занимается сценографией, проектирует театральные костюмы и ювелирные украшения для Сары Бернар. Одновременно с этим плодотворно работает в других видах искусства — дизайне мебели, костюмов, интерьеров. Но помимо больших и серьёзных работ художнику приходиться, используя собственную технологию выполнения цветных литографий создавать множество рекламных афиш.
Он был одним из тех, кто поднял плакат (театральный и рекламный), прежде воспринимавшийся как нечто второстепенное, до уровня высокого искусства.

18961902 — творчество Мухи повлияло на тенденции развития символизма. Важную роль здесь сыграли созданные им в эти годы декоративные панно, почти обязательно включавшие романтические изображения грациозных девушек и женщин. Появилось понятие «La Femme Muchas» — «Женщины Мюша». Художник полностью отождествляет понятие Прекрасного с образом изящной красавицы, порой томной и загадочной, порой неприступно величавой, а порой просто миловидной. Цветы, женщины, любовь — на этих трех столпах держалась вся вселенная Мухи.

февраль 1897 — в Париже, в частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и эскизов, также выпущен специальный номер журнала «La Plume» с воспроизведением работ Мухи.
Между тем, мало кому известно, что художник много работал в области ювелирного дизайна. Идея реализации ювелирных фантазий Мухи принадлежала Саре Бернар.
Исполнением желаний экстравагантной дамы занялся известный парижский ювелир Жорж Фуке. Серии украшений, выполненные по эскизам Мухи, обеспечили успех Фуке на ряде Всемирных выставок.
Довольно скоро Муха становится популяризатором стиля Ар Нуво, выпустив сборник адаптированных эскизов художественных предметов — мебели, посуды, светильников и украшений — предназначенных для промышленного тиражирования.

1900 — на Всемирной выставке в Париже кроме графических и живописных работ, скульптур и ювелирных изделий Муха представляет проект дизайна и декоративных украшений павильона Боснии и Герцеговины.

1906 — уезжает в Америку работать и преподавать; и даже оказывает влияние на формирование стиля украшений Тиффани.

1910 — он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает на «Славянской эпопее».

1913 — совершает путешествие в Россию и Польшу для подготовки «Славянской эпопеи» — в частности, картины «Отмена крепостного права в России».

1918 — после провозглашения Республики, Мухе поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

1928 — он создал свою «Славянскую эпопею» [1], состоявшую из двадцати монументальных полотен, на которых была изображена история чешского, русского и польского народа.

14 июля 1939 — жизнь Альфонса Мухи трагически завершилась.
Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Муху. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.

Работы

Другие галереи

См. также

Ссылки


Статья является кандидатом в хорошие статьи с 2006-09-08. Возможно, требуется доработка статьи.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home