Атапаски

Атапаски, атабаски — группа коренных народов Америки. Населяют западные районы США и Канады. Общая численность — 465 тыс. чел., из них — 420 тыс. живет в США (на 2000 г.). Самоназвание — на-дене. Этот же термин используется для обозначения в науке языковой семьи, которую эти народы составляют. Религии — католицизм, протестантизм, православие, традиционные верования.

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Содержание

Область расселения

Атапаски расселены на большой территории от Аляски до Мексики, на о. Ванкувер, как на побережье Тихого океана, так и во внутренних районах. На севере их ареал доходит до Северного полярного круга, где с ними соседствуют эскимосы, а на юге достигает зоны степей. Таким образом, атапаски занимают разные по рельефу и климатическим условиям области. Теперь они живут небольшими «островами» в перемежку с англоязычным населением или индейцами других языковых семей.

Языки и народы

Атапаски делятся на три группы: северные (атена, карриер, чилкотин, хан, ингалик, коюкон, сарси, кучин, танана), тихоокеанские (хупа, като, маттоле), апачи. По разным классификациям языки атапасков рассматривают то как ветвь семьи на-дене, то как отдельную семью.

Список языков: ампква, ариваипа, атена, бивер, бэр-лейк, галис, догриб, дакубтун, ингалик, каска, като, квалиоква, киова, койотеро, кокилль, коюкон, кускоквим, кучин, кэрриер, лаквейп, лассик, липан, маттоле, маунтин, мескалеро, мимбреньо, набесна, навахо, нальтуинатуине, никола, нонгатль, ойхр-крик, сан-карлос, сарси, секани, синкионе, слейв, сума, тагиш, таку, тальтан, танаина, танана, тлингит, тобосо, толова, тсетсаут, тутутни, тучон, уайлаки, хайда, хан, хикарилья, холикчук, холи-кросс, хупа, хэр, часта-коста, четко, чилькотин, чипевьян, чирикахуа, эяк, юмано.

Всего более 70 языков и диалектов. Современный уровень изученности языков не позволяет сделать вывод о том, что считать языком, а что диалектом.

Примечание: могут встречаться разные варианты произношения, например — тлинкит, тлингит, чипевьян, чипевайян, чайпевьян, чипуайян, карриер, кэрриер и т. д.

Происхождение и история

В целом о происхождении индейцев можно кратко сказать то, что они заселелили Америку, перейдя по сухопутному перешейку из Азии. Сейчас считается, что это был в прошлом даже не перешеек, а довольно обширная территория, Берингия, впоследствии затонувшая. Очень важна в изучении индейцев роль антропологов: они доказали принадлежность индейцев к монголоидной расе, что и говорит об их азиатском происхождении. Некоторые элементы культуры индейцев и сибирских народов также имеют сходство. На Енисее живет небольшой народ — кеты, его самоназвание — дянь, созвучное самоназванию атапасков, на-дене, или просто дене. Собственно, это слово значит просто «люди».

Предки атапасков — одна из последних волн переселенцев, считается, что они появились в Америке примерно в 5-4 тысячелетии до н. э. В процессе переселения они разделились на 3 группы:

  • северные (подгруппы атапаски субарктической зоны, кордильерская и атапаски внутренней Аляски),
  • южная
  • тихоокеанская
  • Атапаски субарктической зоны — чипевайян, тацанотины(желтые ножи), этчереотины(невольники), догриб, каучадины(зайцы), тцатины(бобры).
  • Атапаски Кордильер — назани, секани, тальтаны, цецаут, такулли, чилкотины.
  • Атапаски внутренней Аляски — кенайцы (танаина), танана, атена, коюкон, кучины, ингалики, тутчоны. Для северных атапасков характерна культура, сходная с культурой других индейцев субарктической зоны.
  • Южные атапаски, апачи и навахо, мигрировали из бассейна реки Маккензи до 14 в. на юго-западе США и северной Мексики. Это типично степные индейцы.
  • Тихоокеанская группа мигрировала в северную Калифорнию в 1-ом тысячелетии. Их культура типична для индейцев

Калифорнии.

Традиционная социальная оранизация имеет все черты материнского рода и сейчас.

Часто в литературе народы эяк и тлинкиты рассматриваются, как отдельные, но у них с атапасками общие предки.

Значительную роль в истории индейцев этого региона сыграли контакты с европейцами, в том числе с русскими. Известно, что еще в 16 в. к берегам Аляски подходили испанские суда, но в контакт с туземцами испанцы не вступали. Индейцы могли иметь контакты с японцами или китайцами. Европейцы неодноратно встречали у берегов Америки японские джонки, затерявшиеся или потерпевшие крушение.

Настоящее освоение региона началось после русских экспедиций, М.С Гвоздева, И.Федорова, В. И. Беринга, А. И. Чирикова(с 1741 г.). Опасаясь, что русские опередят их, испанцы, претендовавшие на все западное побережье Америки, также начали посылать туда экспедиции. Маркиз А. М. Букарелли, вице-король Новой Испании (Мексики), снарядил экспедицию в 1774 г. В конце 18 в. здесь также появляются французские, английские и американские скупщики пушнины. Однако на побережье господствовали русские. Их позиции начали ослабевать в начале 19 в. В 1802 г. произошло восстание тлинкитов, а также ссора с алеутами, которые находились под протекцией русских, и похищали у индейцев запасы рыбы. После освобождения от английской опеки, американское правительство начало экспансию на континенте. Индейцев выживали со своих территорий, селили в резервации. В истории есть один малоизвестный факт. Апачи, как наиболее сильное племя, упорно сопротивлялось экспансии американцев, они собирали под своим предводительством разные племена, готовые к борьбе. В какой-то момент они могли бы одержать верх, но путем предательства один из вождей был убит, и без него апачи уже не смогли организовать борьбу.

В 1867 г. русское правительство продало Аляску американцам за символическую цену. Обычно об этом всегда упоминают кратко, не вдаваясь в причины того, зачем и почему Аляска была продана. Есть новые исследования, которые показывают, что американцы вынудили продать Аляску, настраивая туземное население на конфликты с русскими. Если бы царь промедлил, то не исключено, что Аляску пришлось бы оставить бесплатно. Таким образом закончился период Русской Америки.

В период контактов с русскими ряд племен был обращен в православие, которое сохраняется до сих пор у кускоквимцев.

Название атапасков(атабасков) явно связано с топонимом Атабаска. Это название носят два объекта — река на западе Канады в системе р. Маккензи и озеро на западе Канады. Длина реки — 1231м, начало берет в Скалистых горах, питание снеговое, в верховьях — пороги, в низовьях — судоходна, впадает в оз. А. Площадь озера — 7,9тыс.кв.км, длина — 370 км, ширина — 60 км, глубина — до 60 м. Северные берега — высокие, скалистые, южные — низменные. На берегах — золотые прииски.

Хозяйство, быт и культура

У северных атапасков основные занятия — охота на крупного таежного зверя и другие виды дичи, на Аляске — промысел лосося.

Жилище — полусферическое, или коническое, из шкур. Строят также полуземлянки, крытые дерном. У всех индейцев Северной Америки, кроме тех, что живут в каменных или деревянных домах, классических индейских типов жилища два — типи и вигвам. Европейцы иногда их путают. Типи — палатка их бересты или кожи, натянутая на каркас их деревянных жердей, конической формы. Внутри разводится костер, а сверху есть отверстие для вытяжки. Вигвам — полукруглый шалаш из веток и шкур. Первый характерен больше для степных районов, второй — для лесных.

Одежда — рубахи из кожи, накидки и плащи, из кожи и меха, в силу климатических условий (накидки характерны для многих индейских племен и в других регионах). Отличительная черта — штаны, соединенные с обувью.

Важнейший обряд — погребение. Покойника сжигали или помещали на деревянные платформы.

У тихоокеанских народов занятия — сбор желудей, ловля лосося, охота, у береговых также — промысел морского зверя, корюшки, сбор моллюсков и яиц чаек.

Главные ритуалы — присвоение имени, женские инициации, похороны, ежегодное обновление церемонии мира, ритуальные бани.

Апачи и навахо переняли культуру южных народов, земледелие, охоту на бизона, но сохранили черты исконной культуры.

Лидерство у атапасков базируется на личном богатстве. Эквивалент денег — раковины, лезвия из обсидиана, кремня, скальпы дятлов, шкуры оленя. Для апачей характерны меркантилизм, индивидуализм, дистанция в отношениях с соседними народами, высокя адаптивная способность и восприимчивость к новому. Память о миграциях они не сохранили.

У народов северо-западного побережья, в сравнении другими народами, был более свободный товарообмен и значительное имущественное неравенство.

Национальные культы и мифология

У всех индейцев верования имеют общие черты, но у отдельных племен есть и отличия. Классической формой культа является тотемизм, то есть вера в то, что какое-либо животное является предком и покровителем племени. Такое животное запрещалось убивать. Другим классическим представлением являетя вера в сверхъестественный мир, великий дух, известный в Европе, как «маниту» (слово алгонкинское). Это — категория неопределенная, некая безликая сила. Существуют земледельческие и промысловые культы, культ личных и родовых духов-покровителей, шаманизм и анимизм. Из внешних форм культа очень характерны обрядовые пляски. У каждого племени были свои пляски, они всегда имели религиозное значение и выполнялись на всех церемониях. В качестве культурного героя в мифах чаще всего выступал койот или ворон (в частности — у атапасков). Почитается число 4, как и у всех индейцев. Оно символизирует 4 стороны света, 4 стихии(земля, огонь, вода и воздух), и т. д.

У атапасков, в связи с сохранением архаического материнско-родового строя удерживаются пережитки тотемизма более сильные, чем в любом другом районе Америки. Фратрии имели тотемы: ворона и волка или ворона и орла. С этими животными были связаны мифы, где в качестве мироустроителя и культурного героя выступает ворон, а злое начало представляет волк. Каждый род имел свой герб — тотем. Изображались они в виде тотемических столбов, гербы также рисовали на теле или татуировали. Тотемический столб весь изрезан изображениями животных или людей, наверху -фигура родоначальника рода, герб, Подобные столбы изготовляют и сейчас, и около 200 экземпляров их собрано в специальном парке близ г. Кетчикана (Ю. Аляска).

У атапасков слабо развит культ индивидуальных покровителей, у хайда он вообще отсутствует, но зато развит культ покровителей промыслов. Сильно развит шаманизм.

Литература

  • Большая Советская энциклопедия
  • Языки и диалекты мира, справочник, М.-1982.
  • С. А. Токарев, Религия в истории народов мира, М.-1976.
  • А. В. Гринев, Индейцы тлинкиты в период Русской Америки, М.-1991.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home