Минский метрополитен

Ми́нский метрополите́н (белорус. Мінскі метрапалітэн) — один из видов городского транспорта в Минске. Метро на территории Белоруссии есть только в столице.

Содержание

История

История минского метрополитена начинается в конце 1960-х годов. У минских властей появилась идея о строительстве нового транспорта в городе. Но в то время в СССР существовал негласный закон о том, что только город-миллионер может претендовать на строительство метрополитена. Существует мнение, что для того, чтобы добиться строительства метро в Минске правительство предприняло ряд мер для увеличения населения столицы. В частности, были созданы льготные условия по переселению сельского населения в столицу и в 1972 году в Минске родился миллионный горожанин.

Разработка плана для строительства метрополитена в Минске началась в 1976 году. План строительства восьмистанционной линии, которая проходила бы под главным проспектом города — Ленинским, был одобрен Советом Министров СССР в конце того же года.

1-я очередь 1-й линии

5 мая 1977 года в районе будущей станции «Парк Челюскинцев» начались первые работы и 16 июня была забита первая свая. В связи с отсутствием в Минске необходимого оборудования, проходческий щит был доставлен в разобранном виде из Днепропетровска. При проходке первой линии метростроевцам пришлось столкнуться со многими сложностями, в частности, перегон между Площадью Победы и Октябрьской проходит под Свислочью. Строительство было рассчитанно на 8 лет, но применение революционного по тогдашним меркам метода постройки — так называемой «стены в грунте» позволило ускорить строительство и первая очередь была сдана 26 июня 1984 года — на год раньше запланированного срока.

Открытые станции получили следующие названия: «Московская», «Парк Челюскинцев», «Академия Наук», «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы», «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Институт Культуры»

2-я очередь 1-й линии

В 1987 году состоялось открытие «Востока» — развития Московской линии в восточном направлении. Этот участок был спроектирован в сжатые сроки, строительство велось круглосуточно. Станция расположилась в жилом микрорайоне «Восток» и стала крупным пересадочным узлом для жителей микрорайонов Восток и Уручье, значительно облегчив путь в центр города.

1-я очередь 2-й линии

Проектирование 2-й линии началось в начале 80-х. Было запланировано построить 15 станций, которые должны были связать Заводской район и отдалённые участки Красного Бора.

Строительство первой очереди Автозаводской линии началось в 1984 году, И уже 31 декабря 1990 по ней прошли первые поезда.

Участок состоял из станций «Фрунзенская», «Немига», «Купаловская», «Первомайская», «Пролетарская» и «Тракторный завод»

2-я очередь 2-й линии

3 июля 1995 года были открыты две новых станции — «Молодёжная» и «Пушкинская». Они продлили Автозаводскую линию дальше на запад. «Пушкинская» стала крупным пересадочным узлом для жителей микрорайонов Кунцевщина, Сухарево и Запад.

3-я очередь 2-й линии

7 ноября 1997 года открыты «Автозаводская» и «Партизанская», продлевая 2-ю линию в юго-восточном направлении.

4-я очередь 2-й линии

Постройка «Могилёвской» растянулась на 7 лет и открылась 20-я станция Минского метро только 5 сентября 2001 года. Торжественное открытие проходило при участии президента РБ. При строительстве станции отошли от привычных стандартов Белорусской подземки: платформа сделана шириной 15 м, вместо обычных 10, а длина платформы увеличилась на 10 м, хотя длина всей станции сокращена на 50 м с учётом рабочих и подсобных помещений. Такой проект дал возможность не закрывать полностью Партизанский проспект при строительстве. Впервые на станции построено два лифта для инвалидов и установлены павильоны для входа, защищающие лестницы от дождя и снега. Подобные павильоны теперь установлены и над входами многих других станций минского метро.

Кроме того 1 сентября 2003 года недалеко от станции было открыто метродепо «Могилёвское». Ввод его в эксплуатацию значительно облегчил жизнь метрополитеновцам и во многом решил проблемы ремонта и отстоя подвижного состава метрополитена: раньше обе линии обслуживало единственное депо «Московское»

5-я очередь 2-й линии

7 ноября 2005 года открыт новый крупный участок Автозаводской линии. В него вошли три новых станции: «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная Горка». Строительство этих станций началось в 1996 году но из-за финансовых трудностей затянулось на 9 лет. В процессе строительства станция «Раковская» была переименована в «Спортивную». Причиной такого решения официально называлось высказывание некоего гражданина из Голландии на форуме Мингорисполкома. Название станции якобы вызывало у него ассоциации со страшной болезнью (на самом деле станция была названа в честь Ракова) В конце концов руководство города переименовало станцию в «Спортивную» в честь расположенного неподалеку Ледового Дворца. Такое решение вызвало многочисленные споры среди жителей города, но тем не менее станция так и осталось «Спортивной»

Развитие

3-я очередь 1-й линии

В 2001 году началось строительство продолжения первой линии на восток. Здесь строятся две станции «Борисовский Тракт» и «Уручье». Впервые Минское метро выйдет за пределы Минской кольцевой автодороги. Открытие их первоначально планировалось на 2008 год, но по поручению Президента финансирование было увеличено и открытие перенесено на 2007.

4-я очередь 1-й линии

В 2004 году начаты подготовительные работы на новом (юго-западном) участке Московской линии протяженностью 5,5 км с тремя станциями: «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина». Проходка тоннелей скорее всего будет вестись открытим способом и потребует перекрытия проспекта Дзержинского и строительства дорог-дублёров. Активная фаза строительства начнётся предположительно в 2008 г. Ввод трёх новых станций в эксплуатацию при использовании старой технологии возможен в 2013-2015 гг., однако если будет приобретён туннелепроходческий комплекс, сроки могут быть сокращены.

Дальнейшие планы

В будущем планируется продление 2-й линии на запад строительством станции «Виленская» (или «Красный Бор»), 1-й линии на восток станцией «Спорткомплекс» и на запад станцией «Университетская»

Существуют планы строительства ещё двух линий:

3-я линия протяжённостью 20 км с 14 станциями свяжет Зелёный Луг через центр с микрорайоном Курасовщина (конечная — в районе пл. Казинца). Строительство первого участка 3-й линии — от пл. Бангалор до ул. Жуковского начнётся после 2015 года. На нём построят станции «Пл. Бангалор», «Варвашени», на пересечении со станцией «Фрунзенская» будет пересадочный узел, затем «К. Цеткин», снова пересадка на станции «Пл. Независимости» и конечная станция «Жуковского».

4-я линия минского метро существует пока чисто теоретически. Если всё будет развиваться по плану, то в далеком будущем (до 2030 года) очередная артерия метрополитена свяжет Чижовку и Серебрянку с центром города и микрорайоном Веснянка. Однако точный путь, по которому протянется трасса, пока неизвестен: существует несколько вариантов, которые требуют дальнейшей технической проработки.

Статистика

На сегодняшний день Минское метро состоит из двух линий общей протяженностью 27,6 км и состоит из 23 станций и двух депо. Пять станций на сегодняшний день находятся на этапе строительства. Средняя скорость поездов — 45 км/ч (самая большая среди метрополитенов стран СНГ), максимально допустимая — 80 км/ч. Интервал движения в час пик составляет около 2-х минут, после 23:00 — 10 минут. Установленная на Минском метрополитене система управления принципиально позволяет выдерживать интервал попутного движения до 45 секунд.

Первый поезд с конечных станций отправляется в 5:35 утра, последний в 1:02. В вестибюле каждой станции размещено расписание движения поездов, причем в каждом случае оно разное — время прибытия рассчитано именно для этой станции с учетом длины перегонов.

С открытием новых станций в ноябре 2005 пассажиропоток приблизился к миллиону пассажиров в день, что составляет треть пассажиров, перевозимых общественным транспортом Минска. В настоящее время на 1-й линии в час пик работают 17 пятивагонных составов (до сентября 2002 — 4-хвагонные), на 2-й — 24 четырёхвагонных. Существуют планы перевода 2-й линии также на 5-ивагонные составы с 2007 года. В качестве подвижного состава используются вагоны типа 81-717/714, обслуживаемые двумя депо — ТЧ-1 «Московское» и ТЧ-2 «Автозаводское». В настоящее время Минское метро занимает 2-е место среди 14 метрополитенов стран СНГ по количеству пассажиров, перевозимых на один километр линий, уступая лишь Московскому метро, а по объёму перевозок - 4-е место, уступая только Московскому, Петербургскому и Киевскому метрополитенам.

Так как Минский метрополитен мелкого заложения, то эскалаторы устанавливаются достаточно редко. В настоящее время в эксплуатации находится 30 эскалаторов, установленных на 9 станциях.

В октябре 2005 на 17 станциях установили по две плазменные панели компании «Самсунг». На них организована трансляция блоков новостей БТ и СТВ, рекламы и роликов о правилах пользования метрополитеном. На станциях «Октябрьская» и «Площадь Якуба Колоса» помимо плазменных панелей работают проекторы, использующие стены в качестве экрана.

На всех станциях минского метрополитена работает сотовая связь операторов «Velcom» и «МТС».

Список станций

Московская линия
Уручье
Борисовский тракт
Восток
Московская
Парк Челюскинцев
Академия наук
Площадь Якуба Коласа
Площадь Победы
Октябрьская
Площадь Ленина
Институт Культуры
Грушевка
Михалово
Петровщина
 


Автозаводская линия
Каменная Горка
Кунцевщина
Спортивная
Пушкинская
Молодёжная
Фрунзенская
Немига
Купаловская
Первомайская
Пролетарская
Тракторный завод
Партизанская
Автозаводская
Могилёвская
 

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home