Жданов, Иван Фёдорович

Иван Фёдорович Ждановпоэт.

Родился 16 января 1948 года в селе Усть-Тулатинка Алтайского края, девятый сын в семье крестьянина. После окончания сельскохозяйственного техникума в Барнауле учился на факультете журналистики МГУ, затем в Барнаульском пединституте.

Широко участвовал в неофициальной литературной жизни Москвы начиная с 1975 года (совместное выступление в ЦДРИ Жданова, Александра Ерёменко и Алексея Парщикова, представленных Константином Кедровым). Первая книга вышла в 1982 году и подверглась разносу в советской печати.

Лауреат Премии Андрея Белого (1988), первый лауреат Премии Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (1997). Эпизодически обращался также к поэтическому переводу и к эссеистике на литературные темы (в частности, о Державине, о Булгакове). Живёт попеременно на Алтае, в Москве и в Крыму.

Содержание

Творчество

Стихи Жданова принадлежат к метаметафорическому или метареалистическому направлению в поэзии 1970-1990-х годов. Отталкиваясь от мандельштамовского императива, требующего попытаться освоить, обжить всякую изначально чуждую человеку вещь, поэтическим словом превратить её в «утварь», они поставили вопрос о собственной бытийной наполненности вещи, о том, как возможен диалог с ней — с кантовской "вещью в себе", лейбницевой монадой, причем диалог, не превращающий её сущность. Основным орудием такого диалога стала метаметафора, понятая как возможность равноправного сопряжения ломоносовских «понятий далековатых»; об особенностях новой метафоры подробно писали Константин Кедров, обосновавший применительно к этому кругу поэтов новое понятие «метаметафора» (1984), и позднее Михаил Эпштейн, автор термина метареализм (1988).

В противоположность метареалистам-«западникам» Владимиру Аристову и Аркадию Драгомощенко Жданов, наряду с Александром Ерёменко и Алексеем Парщиковым непосредственно развивает русскую поэтическую традицию — что выражается не только в приверженности рифмованной силлабо-тонике, но и в глубинном наследовании русской философской и метафизической лирике от Ломоносова до Тютчева. Символика Жданова по-мандельштамовски многослойна и опирается на исключительно широкий культурный кругозор, однако в основе ждановской метафизики всегда лежит то или иное непосредственное и достаточно простое жизненное наблюдение или событие.

Опубликованные стихотворения

  • Портрет. — М.: Современник, 1982.
  • Неразменное небо. — М.: Современник, 1990.
  • Место земли. — М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Присутствие погасшего огня. — Барнаул, 1993.
  • Фоторобот запретного мира. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997.
  • И.Жданов, М.Шатуновский. Диалог-комментарий пятнадцати стихотворений Ивана Жданова. — М., 1997.
  • Поэты метареалисты: Александр Еременко, Иван Жданов, Алексей Парщиков. - М.: ЗАО МК-Периодика, 2002.
  • Избранное. — К.: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2004.

Аналитическая литература

  • Кедров К.А."Метаметафора.." // Литературная учеба, 1984, № 1.
  • Кедров К.А. Рожденье метаметафоры. // В его кн. "Поэтический космос". — М., 1989.
  • Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ-ХХ веков. — М., 1988.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home